Исследователи из Университета Брауна обнаружили на Марсе ранее неизвестный тип древнего кратерного озера, которое отличается от других марсианских кратерных озер, таких как озера в кратерах Гейл и Джезеро. Открытие может дать представление о раннем климате планеты, сообщает пресс-служба вуза.

В статье, опубликованной в журнале Planetary Science Journal, ученые описывают пока безымянный кратер с некоторыми загадочными характеристиками. На дне кратера есть геологические свидетельства древних русел ручьев и прудов, но нет никаких доказательств наличия входных каналов, по которым вода могла проникнуть в кратер извне, и никаких свидетельств активности грунтовых вод, где она могла бы пузыриться снизу.

Откуда же взялась вода? Исследователи пришли к выводу, что система, вероятно, питалась водами давно потерянного марсианского ледника. Вода текла в кратер на вершине ледника, а это означало, что она не оставляла за собой долину, как если бы она текла прямо по земле. В конце концов вода вылилась на дно низко расположенного кратера, где оставила свой геологический след на голой марсианской почве.

Тип озера, описанный в этом исследовании, резко отличается от других марсианских кратерных озер, таких как озера в кратерах Гейл и Джезеро, которые в настоящее время исследуют марсоходы НАСА. «В озерных системах, охарактеризованных на данный момент, мы видим свидетельства дренажа, идущего извне кратера, пробивающего стену кратера и в некоторых случаях вытекающего с другой стороны. Но здесь происходит не это. Все происходит внутри кратера, и это сильно отличается от того, что было охарактеризовано ранее», – отмечают авторы работы.

Важно отметить, что кратер дает ключ к разгадке раннего климата Марса. Нет никаких сомнений в том, что когда-то на Красной планете было теплее и влажнее. Не ясно, был ли у Марса климат, подобный земному, была ли на нем вода, или Марс был в основном холодным и ледяным – и лишь изредка на планете было тепло и таяли ледники. Моделирование климата для раннего Марса предполагает, что температура редко достигает пика выше нуля, но геологических доказательств холодного климата немного. Новое открытие как раз является «документом» оледенения.

Ученые смогли нанести на карту детали озерной системы кратера, используя изображения с высоким разрешением, полученные с орбитального аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Изображения показали характерные признаки древних русел рек. Когда вода течет по каменистой поверхности, она может оставлять крупнозернистые отложения внутри долины, которую она размывает. Когда эти отложения взаимодействуют с водой, они могут образовывать минералы – тверже окружающей породы. По мере того, как дальнейшая эрозия в течение миллионов лет стирает окружающие породы, минерализованные каналы остаются в виде поднятых гребней, пересекающих ландшафт. Эти особенности, наряду с отложениями наносов и особенностями береговой линии, ясно показывают, где текла вода и где было затоплено дно кратера.

Авторы работы исключили активность грунтовых вод, поскольку в кратере отсутствовали характерные истощающие каналы, которые образуются в системах грунтовых вод. Эти каналы обычно выглядят как короткие каналы без притоков – полностью противоположные густой разветвленной сети перевернутых каналов, наблюдаемых в кратере. Тщательное изучение стенки кратера также выявило отчетливый набор гребней, обращенных вверх, к стене кратера. Эти особенности соответствуют хребтам, образованным там, где заканчивается ледник и откладывает насыпи из каменных обломков. Исследователи пришли к выводу, что в совокупности доказательства указывают на систему, питаемую ледниками.

Следующие исследования показали, что этот кратер не единственный в своем роде. Всего было обнаружено более 40 дополнительных кратеров, которые, по-видимому, имеют похожие особенности.

[Фото: NASA]