Атлас головного мозга, начатый сотрудниками Института Аллена — первая база данных открытого доступа живых клеток человеческого мозга. Она содержит данные о электрических свойствах около 300 кортикальных нейронов, взятых у 36 пациентов, и трехмерных реконструкциях 100 из этих клеток, а также данные экспрессии генов из 16 000 нейронов у трех других пациентов. Подробности доступны на сайте проекта Brain Atlas.

Институт Аллена приобрел здоровые клетки из коры — это самый внешний слой мозга, который координирует восприятие, память, мысли и сознание — мозга пациентов, перенесших операцию в связи с эпилепсией или развившейся опухолью головного мозга. Обычно эти ткани считаются медицинскими отходами, но в умелых руках стали уникальным ресурсом для понимания работы человеческого мозга.

Дело в том, что в большинстве исследований отдельных человеческих клеток мозга используются — предсказуемо — мертвые, а не живые ткани, а во многих эксперименты используются клетки мозга лабораторных животных, особенно часто мышей. Новые данные должны помочь исследователям выявить то, что делает человеческий мозг уникальным по сравнению с другими видами, а также что отличает мозг здоровый от больного.

Институт Аллена — независимая некоммерческая медицинская исследовательская организация, базирующаяся в Сиэтле, США, занимается исследованиями работы человеческого мозга. Поскольку основатель института — известный бизнесмен и филантроп Пол Аллен, известный также как один из основателей Microsoft — заинтересован в мировом, а не частном, прогрессе этой области знаний, Институт Аллена предоставляет бесплатные данные и инструменты для ученых во всем мире. Институт был создан в 2003 году на вложенные Полом Алленом $100 млн.

[Иллюстрация: Allen Institute for Brain Science]