18 сентября Российская Академия наук совместно с Научным советом РАН по биотехнологиям, ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН и Институтом биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН провела конференцию «Постгеномные технологии», приуроченную к столетию со дня рождения выдающегося российского учёного, академика Г.К. Скрябина. На конференции прозвучали доклады академиков РАН В. А. Тутельяна «Современная биотехнология в производстве пищи: проблемы безопасности», академика РАН В. А. Быкова «Метаболомика и липидомика в постгеномной биотехнологии», члена-корреспондента РАН А. М. Боронина «Микробиология на переломе веков», а также многочисленные воспоминания учёных–коллег Г.К. Скрябина, размышления об актуальности его работ.
По словам академика М. П. Кирпичникова, Георгий Константинович Скрябин запомнился ему с самых первых шагов в науке. «Он был удивительно доброжелательным человеком, не допускал высокомерия, хотя мог быть и жёстким, - рассказал М.П. Кирпичников. - Все мы знаем, что главное дело его жизни - это создание научного Центра в Пущино. Я с этим совершенно согласен. Но, вместе с тем, считаю, что не менее важным делом было его умение наладить диалог с государственной властью, убедить тех, кто принимает решения, в том, что нужно для развития науки. Это то, чего не хватает нам сегодня. Георгий Константинович был не просто выдающимся учёным - он был выдающимся гражданином страны. Многие из нас, и я в том числе, обязаны ему своей судьбой в науке».
Академик Р.В. Петров, который много лет был дружен с Г.К. Скрябиным, признался, что, слыша эту фамилию, всегда испытывает тройственное чувство: ведь ему посчастливилось быть хорошо знакомым с представителями трех поколений этой замечательной династии. «Константин Иванович Скрябин был избран во все три главные академии - сельскохозяйственную, медицинскую и большую, поскольку представлял собой пример крупного специалиста во всех этих областях, - рассказал Рэм Викторович. - Он был гельминтологом, а это важнейшая часть биоценоза, и как учёный он мог видеть природу этого процесса. А с Георгием Константиновичем Скрябиным я познакомился в Коктебеле, в доме творчества писателей. Могу сказать, что он любил жизнь - не только в науке, но и за её пределами. Потом мы стали плотно работать в Академии. Наше сотрудничество всегда носило исключительно плодотворный характер, и при этом у нас всегда были тёплые, дружеские отношения. Сегодня мы отмечаем его столетие, а на будущий год отметим 70-летие Константина Георгиевича и 140-летие деда. Скрябины сильны ещё и тем, что их много. Это семья в самом лучшем смысле этого слова».
«Я физик, но сегодня многие специальности объединяются, междисциплинируются, - сказал академик Е.П. Велихов. - Всем ясно, что без биологии никуда. Это наука 21 века. Я воспринимаю всю династию Скрябиных как доблестный пример служения своей стране. В том числе благодаря им сегодня Россия имеет шанс быть в числе мировых научных лидеров. Вот сейчас перед нами стоит задача создания искусственного интеллекта. Задача непростая. Мы стараемся, но пока не получается. Причём не только у нас - ни у кого в мире пока это не вышло. Зато естественный интеллект у нас в России всегда был и остаётся на высоте, и Скрябины тому великолепное подтверждение».
Академик В.Г. Дебабов вспомнил, что Г.К. Скрябин обладал редким даром убеждать человека в чём угодно. Он пользовался этой своей способностью исключительно в интересах науки, был преданным её служителем. Академик В.Я. Панченко подчеркнул исключительную роль Георгия Константиновича в становлении так называемой научной дипломатии, без развития которой нельзя достичь заметных научных результатов.
Академик В. А. Тутельян вспомнил, как еще студентом слушал лекции Г.К. Скрябина, а потом сотрудничал с ним, уже работая в Институте питания. «Он всегда был для меня глыбой в науке, мощной фигурой, способной решать не только научные, но и крупные государственные задачи, - сказал Виктор Александрович. – В начале 90-х наша страна пережила страшное время потери собственной биотехнологии. Сегодня 98 процентов аминокислот, витаминов и белка мы закупаем за рубежом. Однако отрадно, что собственная генно-инженерная промышленность начинает развиваться. Появились основания для оптимизма. Сейчас мы активно заняты разработкой нормативно-правовой базы и критериев оценки безопасности новых биотехнологий, и коллектив авторов этого проекта - все последователи и ученики Г. К. Скрябина».
«Я счастлив присутствовать здесь и отмечать не только юбилейную дату, но и то, что отечественная биотехнология жива, - сказал академик В.А. Быков. - Это приоритетное направление научно-технического прогресса. А сегодня мы присутствуем при рождении новой эры - нанобиотехнологии. И то, что она существует, развивается и показывает замечательные результаты, - во многом заслуга Г. К. Скрябина, который в своё время смог донести до руководства государства важнейшие мысли: обеспечить питанием людей возможно, только развивая биотехнологию. Он и другие ученые – такие, как академики Ю.А. Овчинников и А.А. Баев - объяснили, почему требуется микробиологизация. Сегодня этой направление активно развивается. Есть задача охватить все 388 тысяч растений в мире, расшифровав их метаболом. Эту российско-финскую программу возглавляет с нашей стороны академик К.Г. Скрябин – достойный преемник своих отца и деда».
Член-корреспондент РАН А.М. Боронин, представляющий пущинский Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина, вспомнил, как этот институт зарождался, как Георгий Константинович им руководил и каким он был человеком. «А был он, прежде всего, ученым, микробиологом, - рассказал А.М. Боронин. – Его заслуги в этой области огромны».
Александр Михайлович в своем докладе напомнил собравшимся, что мы окружены микроорганизмами: на один гектар их приходится до 5 тонн, а их общая масса превышает биомассу всех растений и животных, вместе взятых. Микроорганизмы намного древнее, разнообразнее и объемнее нас с вами. По словам Карла Вёзе, выдающегося немецкого ученого, практически в одиночку доказавшего существование третьего домена живого – археи, мир микроорганизмов – это спящий гигант биологии. «Но проснуться должны не они, а мы, - подчеркнул А.М. Боронин. – Необходимо их тщательно систематизировать, изучать, привлекать смежных специалистов. Это очень важная, междисциплинарная область знания, и Г.К. Скрябин это всегда понимал. Микроорганизмы – это, по сути, единый организм, воздействующий на нас на самых разных уровнях – в том числе на наши поведение и психику. Изучение биологии микроорганизмов - ключ к пониманию глобальных экосистем».
С Г.К. Скрябиным Александру Михайловичу довелось тесно работать последние 15 лет его жизни, проводить с ним много времени. «Это очень эмоциональные воспоминания, - признался А.М. Боронин. - Он был невероятно деятельным человеком, всегда находившимся в научном и творческом поиске. Он многое предвидел – в том числе, то, какие научные направления необходимо развивать. Благодаря ему в нашем институте была создана всероссийская коллекция культур микроорганизмов, которая и сегодня - крупнейшая в мире».
По воспоминаниям людей, хорошо знавших Г.К Скрябина, это был на редкость работоспособный человек. Для него не существовало выходных, он всегда занимался делом. Это его качество обязывало соответствовать и заряжало энергией. Всех восхищало его умение работать с людьми. «Он мог быть строг и даже грозен, но в то же время не помню случая, чтобы он кого-то уволил или объявил выговор, - рассказал А.М. Боронин. - Он именно работал с людьми, разговаривал с ними, не жалел на это времени, потому что ничего важнее человеческих отношений для него не существовало. Он остаётся в нашей памяти всегда элегантно одетым, аристократической манеры поведения, с громадной жизненной энергией, взрывным характером, но с очень добрым отношением к людям. Мы гордится, что наш институт носит его имя».