122 года назад, 11 апреля 1901 г., родился советский физик, механик, математик, специалист в области электротехники, радиофизики и прикладной механики академик Академии наук СССР Александр Александрович Андронов. Его усилиями создано новое направление в теории колебаний и динамике систем и организована известная во всем мире научная школа нелинейных колебаний.

Александр Андронов родился в 1901 г. Отец ушел из семьи, когда мальчику было несколько месяцев. Семья — он, сестра Нина и их мать Лидия Александровна — жила на средства деда, купца Александра Петровича Калинина. После его смерти Лидия Александровна вышла замуж за известного в Москве врача-гинеколога Корнелия Адамовича Липского. О нем в своей автобиографии Александр Андронов напишет: «Отчим К.А. Липский, вместе с которым я прожил свыше 20 лет, заменил мне отца, и в значительной мере благодаря его материальной поддержке я получил образование». Вероятно, он и способствовал зарождению научного интереса юноши.   

Еще в детстве Андронов решил стать врачом, а подрастая понял, что медицина должна вобрать в себя достижения математики и физики. Поэтому в 1920 г. он поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на электротехнический факультет, а с 1921 г. параллельно посещал лекции на физико-математическом факультете Московского университета (МГУ). Интерес к физике возобладал, и А.А. Андронов перевелся в МГУ и получил специальность «теоретическая физика». Под руководством выдающегося физика Л.И. Мандельштама он занимался статистической физикой и некоторыми вопросами квантовой механики. Будучи студентом, в 1924 г., Александр Андронов преподавал механику и теоретическую физику в Московском государственном педагогическом институте. В 1930 г. был зачислен в НИИ физики при МГУ.  

В годы студенчества появился его фундаментальный труд «Предельные циклы Пуанкаре и теория колебаний». В нем Александр Александрович установил связь между теорией генерации колебаний и теорией устойчивости Ляпунова, ввел понятие и математическое определение автоколебаний, разработал их теорию, связав ее с качественной теорией дифференциальных уравнений, топологией и общей теорией устойчивости движения. А в 1937 г. А.А. Андронов опубликовал классическую монографию «Теория колебаний» (совместно с А.А. Виттом и С.Э. Хайкиным).

Обложка издания «Теории колебаний»

Обложка издания «Теории колебаний»

С началом Великой Отечественной войны А.А. Андронов занимался магнитной защитой кораблей и тралением магнитных мин по заданию конструкторских бюро. За эти работы в 1944 г. он был награжден орденом Красной Звезды. 

А.А. Андронов — не только крупный физик и механик, но и один из ведущих исследователей в области автоколебательных систем. Он ввел термин «автоколебание», которое и легло в основу теории автоколебательных систем.

После войны ученый начал задумываться о росте отечественной науки, развитии высшего образования и своей роли в совершенствовании научного потенциала страны. Он переехал в Нижний Новгород (в то время Горький), где до конца жизни работал в Горьковском исследовательском физико-техническом институте (ГИФТИ) и в Горьковском государственном университете (ГГУ) и развивал науку по самым новейшим направлениям. Профессор Андронов создал в Горьковском университете курс теории колебаний, читал лекции по электродинамике и теории относительности и инициировал создание цифровой вычислительной машины. К сожалению, мощностей не хватило и работа не была закончена, однако она послужила заделом для дальнейших достижений в этой области и создания первого в стране факультета вычислительной математики и кибернетики. Еще один уникальный факультет, созданный при Андронове, — радиофизический факультет ГГУ. 

В Горьковском областном архиве усилиями А.А. Андронова была организована группа, которая смогла установить место и дату рождения математика Н.И. Лобачевского — он родился 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде, благодаря чему местный университет теперь носит имя Н.И. Лобачевского.

Александр Андронов не только заботился об уровне образования, но и старался всячески повысить уровень педагогической подготовки. Он прививал студентам научный и педагогический энтузиазм и приглашал в Горьковский университет видных ученых из других городов для чтения курсов и лекций, чтобы поддерживать в стенах университета актуальность научной работы. Его усилиями уровень преподавания и подготовки специалистов по физике и математике в ГГУ достиг уровня столичных вузов и ГГУ превратился в крупный научный и педагогический центр страны. 

Большую часть жизни он посвятил созданию и развитию научной школы, под которой понимал «группу научных работников, возглавляемых одним или несколькими ведущими фигурами, объединенных областью научной работы и ее методом, дающих в науке нечто новое, оригинальное, характерное для всех работников данной школы. Для научной школы характерна апробация трудов внутри школы, что обеспечивает высокий научный уровень работ. Живой контакт с крупным ученым, участие в коллоквиумах и семинарах, когда открывается возможность систематически воспитывать научного работника, является фактом первостепенного значения». Таким принципам следовала созданная им научная школа нелинейных колебаний в Горьком, которая оказала большое влияние на развитие теории нелинейных колебаний и общей теории динамики систем. Традиции, заложенные Андроновым и его школой, продолжают оказывать влияние на умы и мотивацию молодых исследователей и сегодня.

Синтез научного и преподавательского даров не могли не отразиться на детях ученого: сын А.А. Андронова, Александр Александрович, стал выдающимся специалистом в области физики конденсированного состояния вещества и физики плазмы, изобретателем лазеров и мазеров на горячих дырках.

В 1994 г. РАН учредила премию им. А.А. Андронова за научные работы в области механики и процессов управления.

Источники

Wikipedia. Александр Александрович Андронов (старший)

Нижегородская биографическая энциклопедия. Андронов Александр Александрович (старший)

Фото на странице: архив музея Университета Лобачевского

Фото на главной странице: Александр Андронов за работой. Архив музея Университета Лобачевского