Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и Новосибирского госуниверситета построили новые сейсмические модели глубинных недр Кавказа и сделали вывод об отсутствии мантийной литосферы на участке Большим и Малым Кавказом. Нашлось и объяснение этому явлению — в этом регионе геологи выявили остаток океанической плиты, который и предохраняет область Закавказского межгорного прогиба от подземного перегрева. Статья ученых опубликована в Journal of Asian Earth Sciences, об исследовании рассказывает сайт НГУ.

Ученые использовали алгоритмы сейсмической томографии, разработанные в НГУ, чтобы показать — под Кавказом практически полностью отсутствует мантийная литосфера. Именно мантийный слой придает литосфере прочность: кора без мантийной части становится податливой и легко деформируется в случае сжимающих или растягивающих движений. Если ее каким-то образом убрать, низлежащий горячий слой — астеносфера — окажется у подошвы коры, начнет плавить ее, что приведет к образованию вулканов. Такие процессы и происходят на Кавказе, где плотность вулканов очень большая.

При этом на участке между Малым и Большим Кавказом их нет. Это долгое время оставалось непонятным для ученых. Ответить на него позволило мелкомасштабное томографическое исследование.

«Под этой территорией мы с помощью сейсмической модели обнаружили более прочное вещество. По-видимому, это остаток древней океанической плиты, "застрявшей" между хребтами Большого и Малого Кавказа. Когда-то давно на этом месте был древний океан, впоследствии исчезнувший, но куски океанических плит сохранились в некоторых местах. И такой кусок древней литосферы предохраняет этот участок Закавказского межгорного прогиба от аномального прогрева астеносферой и последующего образования источников вулканизма. Горячие потоки стремятся обойти этот блок и выходят на поверхность в районах Большого и Малого Кавказа, где литосфера менее прочная», — пояснил один из авторов работы Иван Кулаков.