Международная группа ученых выявила около 300 вариантов генов, влияющих на продолжительность репродуктивной жизни у женщин, и успешно манипулировала ключевыми генами, чтобы продлить репродуктивную жизнь мышей, сообщает пресс-служба Медицинского колледжа Эксетерского университета (Великобритания). Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, существенно расширяют знания о процессе репродуктивного старения, а также предоставляют способы улучшить прогнозирование того, какие женщины могут достичь менопаузы раньше, чем другие.

Возраст, в котором женщины переживают менопаузу, имеет решающее значение для фертильности и влияет на здоровое старение женщин. В то время как ожидаемая продолжительность жизни резко увеличилась за последние 150 лет, возраст, в котором большинство женщин проходят естественную менопаузу, остается относительно постоянным и составляет около 50 лет. Женщины рождаются со всеми яйцеклетками, которые они когда-либо несут, и с возрастом постепенно их теряют. Менопауза наступает после того, как большая часть яйцеклеток уходит, однако естественная фертильность снижается значительно раньше.

«Совершенно очевидно, что восстановление поврежденной ДНК в яйцеклетках очень важно для создания яйцеклеток, с которыми рождаются женщины, а также для того, насколько быстро они теряются на протяжении всей жизни. Лучшее понимание биологических процессов, участвующих в репродуктивном старении, может привести к улучшению вариантов лечения бесплодия», – отметила профессор Ева Хоффманн из Копенгагенского университета, один из авторов работы.

Это исследование было проведено в результате глобального сотрудничества с участием ученых из более чем 180 институтов. Результаты выявили новые генетические вариации, связанные с продолжительностью репродуктивной жизни, увеличив их число с 56 до 290.

Ученые проанализировали набор данных сотен тысяч женщин из многих исследований, включая данные исследования американской частной компании 23andMe и британского биобанка UK Biobank. Данные из 23andMe были предоставлены клиентами, которые согласились участвовать в исследовании. Хотя подавляющее большинство из них – женщины европейского происхождения, исследователи также изучили данные о почти 80000 женщин восточноазиатского происхождения и обнаружили в целом аналогичные результаты.

Команда обнаружила, что многие из задействованных генов связаны с процессами восстановления ДНК. Они также обнаружили, что многие из этих генов активны с момента рождения, когда создаются запасы человеческих яйцеклеток, и остаются активными на протяжении всей жизни. Яркими примерами являются гены из двух путей контрольных точек клеточного цикла – CHEK1 и CHEK2, которые регулируют широкий спектр процессов репарации ДНК. Выключение определенного гена (CHEK2) и чрезмерная экспрессия другого (CHEK1) для повышения его активности – все это привело к увеличению продолжительности репродуктивной жизни у мышей примерно на 25%. Самки мышей с большим количеством белка CHEK1 рождаются с большим количеством яйцеклеток, и им требуется больше времени для естественного «истощения», поэтому продолжительность репродуктивной жизни увеличивается. Однако, в то время как второй ген, CHEK2, обладает аналогичным эффектом, позволяя яйцеклеткам выжить дольше, но в этом случае ген был отключен, поэтому белок не производился, что позволяет предположить, что активация CHEK2 может вызвать гибель яйцеклеток у взрослых мышей.

Репродуктивная физиология мышей отличается от физиологии человека во многих отношениях, включая то, что у мышей нет менопаузы. Тем не менее, исследователи также изучили женщин, у которых от природы отсутствует активный ген CHEK2, и обнаружили, что они достигают менопаузы в среднем на 3,5 года позже, чем женщины с нормально активным геном.