Ученые выяснили, что древняя римская мельница Barbegal на юге Франции, считающаяся одним из первых крупных промышленных комплексов, использовалась только для производства муки для хлебопечения в сезонном режиме, - пишет sciencemag.org со ссылкой на Science Advances.

Мельница, построенная на скалистом склоне во втором веке н.э., использовала богатую минеральными источниками весеннюю воду, стекающую по склону, чтобы крутить 16 водяных колес, вращающих точильные камни, которые измельчали ​​пшеницу в муку. Несмотря на то, что древесные изделия уже давно разложились, минеральные отложения, оставленные водой, сохранились в нескольких местах.

Исследователи определили изотопы углерода и кислорода в 142 таких отложениях, зная, что в разные времена года соотношение изотопов различается. Анализируя изотопы в минеральных слоях, исследователи заметили сезонный рисунок, свидетельствующий о том, что мельница использовалась только с зимы до начала лета. Видимо, у рабочих на мельнице было позднее лето и осень.

Исследователи отмечают, что такой график работ совпадает с римским судоходным сезоном. Хотя большинство ученых считали, что водяная мельница Barbegal использовалась для производства муки для общего использования римлянами в течение всего года, сезонность фабрики предполагает, что она использовалась преимущественно для того, чтобы делать матросский продукт: «судовой хлеб» или галеты - простое сочетание воды и муки.

[Фото: sciencemag.org]