Окаменелость древнего цветка раскрывает историю происхождения эвдикотов

В журнале Scientific Reports китайские ученые описывают цветок Lijinganthus revoluta, заключенный в бирманский янтарь, возраст которого – 99 миллионов лет. Цветок принадлежит к эвдикотам (относятся к отделу покрытосеменных) группы Core Eudicots, что указывает на стремительное распространение этих растений в середине мелового периода.

Еще 140 лет назад Чарльза Дарвина беспокоили доказательства того, что в середине мелового периода внезапно появилось много покрытосеменных растений. Поскольку теория эволюции Дарвина предполагает, что все организмы должны постепенно развиваться и распространятся, внезапное появление многочисленных покрытосеменных выбивалось из этой концепции.

Тем не менее, за более чем столетний опыт люди обнаружили много покрытосеменных, встречающихся в более ранние периоды, предполагая, что происхождение этих растений приходится на более ранний период, чем в середине мела. Так что же на самом деле так обеспокоило Дарвина?

У группы ученых под руководством профессора Ван Синь (Wang Xin) из Нанкинского института геологии и палеонтологии (NIGPAS) Академии наук Китая, может быть ответ. Они изучили ископаемый цветок Lijinganthus revoluta, застывший в бирманском янтаре. Древнее растение дошло до наших дней в хорошем состоянии: у него сохранились все части идеального пентамерного цветка, а именно чашечка, венчик, тычинки и гинецей (совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько его пестиков).

Вместе с современными цветами, которые произошли от древних эвдикотов, Lijinganthus указывает на то, что эвдикоты процветали на Земле около 100 миллионов лет назад. Судя по трехбороздной форме зерен пыльцы, эта группа может относиться и ко времени Барремского яруса (около 129-125 миллионов лет назад). Но эвдикоты в то время еще не доминировали над остальными растениями. Занимать лидирующие позиции они начали примерно через 20 миллионов лет – как раз в середине мелового периода.

Во время «бума» Core Eudicot, стремительный спад наблюдался у гнетовидных растений (Gnetales) и у беннеттитовых (Bennettitales). Видимо, эти события и заставили Чарльза Дарвина полагать, что в то время резко возникли покрытосеменные. На самом деле возникла лишь одна группа растений – Core Eudicots.

[Фото: NIGPAS]