В Китае заканчивают работу над планом по созданию суперколлайдера, по сравнению с которым все остальные уже построенные коллайдеры покажутся просто карликовыми. По расчетам китайских специалистов новый коллайдер должен минимум в два раза превзойти в размерах Большой адронный коллайдер в Женеве, длина которого более 26 км. Чтобы осознать размеры будущего суперколлайдера, достаточно представить себе, что он может опоясывать целый город.

Это будет лептонный коллайдер, каким был и Большой адронный коллайдер до переоборудования, то есть в нем будут разгоняться и сталкиваться легкие частицы — электроны и позитроны. Но в будущем его можно будет превратить и в адронный коллайдер, работающий с тяжелыми частицами.

Одновременно с проектом коллайдера длиной 52 км рассматривается вариант создания коллайдера длиной от 80 до 100 км. Проект такого масштаба, вероятно, может быть создан на планете в единственном экземпляре, для его воплощения Китай планирует привлечь спецалистов из разных стран. «Эта машина будет сделана всем миром и для всего мира», —  объясняет профессор Гао Цзе (Gao Jie), один из лидеров проекта из Института физики высоких энергий в Пекине.

При этом новый электро-позитронный коллайдер должен символизировать мощь и развитие китайской науки и вывести страну в мировые лидеры физических исследований. Предположительно, с его помощью можно будет обнаружить частицы, пока находящиеся за пределами Стандартной модели физики частиц.

Фото превью: Fanny Schertzer, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons