Очень Большой Телескоп ESO сфотографировал «последний вздох» умирающей звезды

Телескоп ESO успел зафиксировать слабое свечение, исходящее от планетарной туманности ESO 577-24, сообщается на официальной странице ESO. Излучение длится всего около 10 000 лет – краткий миг в масштабах Вселенной.

Телескоп Европейской южной обсерватории (ESO) успел зафиксировать слабое свечение, исходящее от планетарной туманности ESO 577-24, сообщается на официальной странице ESO. Излучение длится всего около 10 000 лет – краткий миг в масштабах Вселенной.

Планетарная туманность ESO 577-24, изображенная на снимке, – то, что осталось от проэволюционировавшей звезды огромных размеров – красного гиганта, – остаток которой можно увидеть в центре изображения.

Красный гигант – это последняя стадия жизни звезды. В этот период водородное «топливо» у звезды заканчивается, она начинает сильно сжиматься под непреодолимым действием тяготения, превращаясь из гиганта в карлика. Огромное давление вновь запускает реакции в ядре умирающей звезды. В результате звезда «сбрасывает» с себя лишний груз – свои внешние слои – в окружающее пространство в форме мощного звездного ветра. Раскаленное ядро звезды испускает ультрафиолетовое излучение, достаточно интенсивное, чтобы ионизовать эти выброшенные слои и заставить их светиться. Так образуется планетарная туманность с карликовой, очень горячей звездой в центре, которая будет постепенно остывать и тускнеть.

Туманность ESO 577-24 была открыта в 1950-х годах и в 1966 г. внесена в Каталог планетарных туманностей Эйбелла. Она находится на расстоянии примерно 1400 световых лет от Земли, поэтому ее призрачное свечение можно увидеть только в мощный телескоп.

[Фото: ESO]