Специалисты НАСА под руководством астронома Эрика Шлегеля из университета Техаса в Сан Антонио (США) обнаружили следы мощных выбросов, произведенных черной дырой в небольшой галактике NGC 5195. Ученые использовали мощности рентгеновского телескопа НАСА Chandra. Это одна из ближайших к нам галактик, в которой происходят подобные процессы. Об исследовании рассказывает вебсайт НАСА.

Эта галактика является частью другой, большей по размерам галактики NGC 5194, также известной как Водоворот. Обе эти галактики находятся в системе галактик Мессье 51, удаленной на 26 млн световых лет от Земли.

Как рассказывает Эрик Шлегель, астрономы часто для объяснения говорят, что черные дыры «едят» звездное вещество и газ. Судя по всему, у них также бывают «отрыжки» после еды. «Все крупные черные дыры время от времени изгоняют газ наружу, но наблюдать это явление со столь близкого расстояния случается крайне редко», — говорит он.

Профессор Шлегель и его коллеги обнаружили на снимках с телескопа Chandra две «дуги», светящиеся в рентгеновском диапазоне. Ученые считают, что это следы, оставленные двумя масштабными взрывами, когда черная дыра исторгала газ во внешние слои галактики. Этот процесс, по всей видимости, имел большое влияние на то, как галактика выглядит сейчас.

Во внешней части светящихся дуг астрономы увидели тонкую светящуюся область сравнительного холодного газа водорода. Это указывает на то, что горячие рентгеновские «борозды» родом из центра галактики. Такое явление астрономы называют «обратной связью» (feedback). Ученые рассматривают ее как зону активного звездообразования. Таким образом, черные дыры обладают не только разрушительной, но и созидающей мощью.

Астрономы считают, что вспышки сверхмассивной черной дыры в галактике NGC 5195, возможно, были вызваны ее столкновением с галактикой большего размера, в результате чего газ интенсивно направился в сторону черной дыры. Энергия, генерируемая веществом, стремительно проваливающимся в черную дыру, привела к вспышкам. Группа Шлегеля считает, что ушло от 1 до 3 млн лет для того чтобы внутренняя дуга приняла свой нынешний вид, и от 3 до 6 млн лет — для внешней дуги.

Показательно также и местоположение дуг в галактике. Они расположены за пределами региона, где наблюдаются потоки и ветры, вызываемые другими черными дырами, — внутри обширных полостей, заполненных горячим газом вокруг массивных галактик. Как таковые они могут представлять прекрасный образец процесса «обратной связи», происходящего между черной дырой и межзвездным газом.

Результаты исследования очень важны для астрономии, так как подобное поведение черных дыр часто наблюдалось на ранних этапах истории Вселенной и влияло на развитие галактик.

Читайте также на портале Научная Россия о том, как в соседней галактике черная дыра поглощает звезду.