Обнаружено более 6000 генов кишечных бактерий, отвечающих за устойчивость к антибиотикам

Определить эти гены удалось с помощью инновационного метода, который разработали учёные из Франции и Великобритании.

Кишечник человека является домом для триллионов микроорганизмов, главным образом бактерий. Большинство из них чувствительны к антибиотикам, но значительное количество бактерий в кишечнике человека имеют механизмы, которые делают их устойчивыми к антибиотикам. Как эти механизмы работают – пока что ясно не до конца.

Приблизиться к пониманию попыталась группа исследователей во главе с учеными из Национального института сельскохозяйственных исследований (Франция) и Бирмингемского университета (Великобритания), которая разработала новый метод определения резистентных генов в кишечных бактериях. Для этого ученые сравнили трехмерные структуры известных белков (ферментов), которые устойчивы к антибиотикам, с белками, которые производят кишечные бактерии. Затем они применили этот метод к каталогу из нескольких миллионов генов кишечника. Благодаря ему они идентифицировали более 6000 генов устойчивости к антибиотикам, которые сильно отличаются от ранее идентифицированных генов в патогенных бактериях.

Профессор Виллем ван Шайк (Willem van Schaik) из Института микробиологии и инфекций при Университете Бирмингема сказал: «Большинство бактерий кишечника не приносят вреда своему хозяину – человеку. Однако кишечник также является родиной бактерий, которые могут вызывать инфекции у пациентов. К сожалению, эти бактерии становятся все более устойчивыми к антибиотикам, и нам нужно понять процессы, которые способствуют этому развитию».

Исследователи считают, что основная часть обнаруженных генов присутствует в безобидных бактериях, поэтому не может быть непосредственной угрозой для здоровья человека. Тем не менее, продолжающееся применение антибиотиков может привести к переносу этих резистентных генов к патогенным бактериям, тем самым еще более снизив эффективность антибиотиков при лечении.

[Иллюстрация: Alexander Kovalenko / ru.123rf.com]