Астрономы обнаружили в созвездии Журавль сверхбыструю звезду S5-HVS1, которая движется со скоростью шесть миллионов километров в час, то есть в десять раз быстрее большинства звезд Млечного Пути. Она была выброшена сверхмассивной черной дырой из центра нашей галактики около пяти миллионов лет назад, передает портал EurekAlert!.

«Скорость обнаруженной звезды настолько высока, что она неизбежно покинет галактику и никогда не вернется», – сказал Дуглас Буберт (Douglas Boubert) из Оксфордского университета, один из авторов исследования, результаты которого опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы задавались вопросом о звездах с высокой скоростью с момента их открытия всего два десятилетия назад. S5-HVS уникальна – из-за своей высокой скорости и близости к Земле: сейчас звезда удалена от нас на расстояние около 29 тысяч световых лет, что очень мало в масштабах Вселенной. С помощью этих данных астрономы могли отследить весь путь движения звезды. Точка отсчета – центр нашей галактики, где скрывается черная дыра с массой в четыре миллиона солнечных масс, известная как Стрелец А*. Исследователи полагают, что черная дыра выбросила звезду около пяти миллионов лет назад.

Сверхбыстрые звезды могут быть выброшены черными дырами в соответствии с так называемым механизмом Хиллса. Еще в 1988 году американский астрофизик Джек Хиллс предположил, что звезды могут двигаться с головокружительной скоростью. Согласно его теории, если к черной дыре в центре галактики приблизится двойная звезда, то под действием силы притяжения черной дыры бинарная система звезд распадется на две части. Одну звезду черная дыра поглотит, а другую – выплюнет, запустив ее вдаль, как катапульту. Такой же сценарий развивался и в случае с S5-HSV1, которая смогла «сбежать» от гравитационного «монстра» – Стрельца A*.

«Это первая наглядная демонстрация механизма Хиллса в действии», – подчеркнула Тинг Ли (Ting Li) из Принстонского университета.

[Иллюстрация: James Josephides (Swinburne Astronomy Productions)]