Международная группа ученых обнаружила самый яркий квазар с самой мощной черной дырой в ранней Вселенной. Ему дали имя SDSS J0100+2802. Открытие поможет понять, как квазары возникали на ранних этапах существования космоса. Среди авторов открытия — молодой украинский астроном Юрий Белецкий, работающий в Обсерватории Лас-Кампанас в Чили при университете Карнеги (США). Статья об этом открытии опубликована в журнале Nature и популярно представлена в университетском пресс-релизе.

Квазары — это самые яркие объекты неба. Они представляют собой гигантские черные дыры в центрах далеких массивных галактик, где они активно поглощают окружающее вещество. Взамен квазары испускают громадные количества гравитационной энергии. Новый квазар обнаружен при красном смещении z = 6,30, что показывает, насколько сдвинут его спектр в результате расширения Вселенной. На основании этого показателя можно вычислить возраст квазара и расстояние до него. Чем больше красное смещение, тем дальше объект от нас, а значит, тем он старше.

Новый квазар, получивший имя SDSS J0100+2802, оказался на расстоянии 12,8 млрд световых лет от Земли. Он образовался спустя всего 900 млн лет после Большого взрыва. Ученым известно 40 квазаров с красным смещением более 6 — это граница, означающая этап ранней Вселенной.

По словам Сюэ-Бин У (Xue-Bing Wu) из Пекинского университета (Китай) и Астрономического и астрофизического института Кавли (США), которого цитируют в пресс-релизе, найденный квазар — уникален. Это ярчайший объект в ранней Вселенной, светимостью в 420 триллионов раз большей, чем наше Солнце, и в семь раз большей, чем самый далекий квазар, расположенный на расстоянии 13 млрд световых лет. Внутри квазара скрывается черная дыра в 12 млрд раз массивнее нашего светила. Получается, что новый квазар — не только самый яркий, но и самый массивный среди известных с сильным красным смещением. В свою очередь соавтор статьи Юрий Белецкий (Yuri Beletsky) полагает, что открытие указывает на то, что в ранней Вселенной черные дыры, вероятно, росли быстрее, чем принявшие их галактики. Впрочем, это еще нужно подтвердить.

Ученые открыли квазар с помощью нового метода, который они разработали, чтобы выявлять квазары с красным смещением 5 и выше, и опробовали на 6,5-метровом мультизеркальном телескопе (MMT) и 8,4-метровом Большом бинокулярном телескопе в Аризоне, 6,5-метровом Магеллановом телескопе в Обсерватории Лас-Кампас в Чили и на 8,2-метровом телескопе обсерватории Джемини на Гавайях.