Исследователи обнаружили остатки новой звезды в шаровом скоплении Мессье 22. Расположение и яркость останков соответствуют записи, датируемой 48 г. до н.э. в древней коллекции записей китайских астрономов, сообщает пресс-служба Геттингенского университета. Результаты работы будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Они [древние китайские ученые – НР], вероятно, видели еще целую новую звезду в том же месте», – говорит первый автор Фабиан Геттгенс (Fabian Göttgens) из Института астрофизики при Геттингенском университете. Это означает, что современные измерения подтверждают одно из самых древних наблюдений за событием за пределами Солнечной системы.

Новая звезда – это звезда, светимость которой резко увеличивается в тысячи раз из-за вспышки на ее поверхности. Вспышки связаны с нарушением устойчивости внешних слоев звезды и выбросом вещества.

Остатки новой, о которых идет речь, находятся в шаровом скоплении (большом сферическом скопления из нескольких сотен тысяч очень старых звезд, которые вращаются вокруг своей родной галактики) под названием Мессье 22. Оно расположено в созвездии Стрельца, на расстоянии 10 400 световых лет от Земли. Остатки образуют красную сияющую туманность из газообразного водорода и других газов, диаметр которой примерно в 8000 раз больше расстояния между Землей и Солнцем. Несмотря на свои размеры, туманность относительно легкая, ее масса примерно в 30 раз больше массы Земли, потому что газ был рассеян в результате взрыва.

За Мессье 22 и еще за дюжиной других шаровых скоплений специалисты наблюдали с помощью инструмента MUSE на Очень Большом Телескопе ESO в Чили. Инструмент MUSE не только получает изображения, но и одновременно «расщепляет» звездный свет по цвету, измеряя яркость звезд. Эта особенность хорошо подходит для поиска туманностей, которые часто светятся только определенным цветом (обычно красным).

[Фото: ESA/HUBBLE AND NASA, F GÖTTGENS (IAG)]