Обнаружен одноклеточный организм, который сам производит газ из нефти

Ученые из Германии обнаружили новый организм, который способен трансформировать углеводороды с длинной цепью в метан, без помощи каких-либо других бактерий.

Ученые из Института морской микробиологии им. Макса Планка в Бремене и Центра морских наук о окружающей среде MARUM (Германия) обнаружили новый организм, который способен трансформировать углеводороды с длинной цепью в метан без помощи каких-либо других бактерий, сообщается на сайте института. Результаты опубликованы в журнале mBio.

Этот микроб, получивший название метанолипария (Methanoliparia), относится к археям, одноклеточным организмам без ядра и каких-либо мембранных органелл. Он  расщепляет сырую нефть на метан (CH4) и углекислый газ (CO2). Ранее считалось, что эта трансформация требует сложного взаимодействия между двумя видами организмов – археями и бактериями. Однако недавно обнаруженный организм не создан для командной работы: он сам справляется со сложной задачей. Это первый подобный организм, известный науке, отмечают исследователи.

Ученые попытались выяснить, как метанолипария приобрела такой талант. Они собрали образцы отложений в Мексиканском заливе, где природные углеводороды естественным образом просачиваются из морского дна (на глубине около 3000 метров). Вернувшись в лабораторию в Бремене, они провели геномный анализ, который показал, что метанолипария оснащена специальными ферментами, которые позволяют ей использовать довольно нереакционноспособное масло, не нуждаясь при этом в кислороде.

«Новый организм, метанолипария, является своего рода составным существом, – говорит Гюнтер Вегенер (Gunter Wegener), руководитель исследования. – Некоторые из его родственников являются археями, разлагающими углеводороды, а другие являются давно известными метаногенами, которые образуют метан в качестве метаболического продукта».

Метанолипария активирует и разлагает масло с помощью ферментативных инструментов обоих родственников и в качестве конечного продукта образует метан. Метод микроскопии также показал, что клетки организма могут прикрепляться к каплям масла. А вот свидетельств того, что метанолипария работает в симбиозе с другими бактериями или археями, ученые не обнаружили.

Кроме того, исследователи выяснили, что метанолипарию часто находят в нефтяных резервуарах – и только в нефтяных резервуарах – по всему океану. А значит, этот организм может быть ключевым игроком в процессе превращения углеводородов с длинной цепью в метан.

На данный момент ученые не могут вырастить микроб в лаборатории. Но это – следующий шаг, который они собираются сделать в своем исследовании. Он позволит им изучить, например, можно ли с помощью метанолипарии превратить метан обратно в топливо.

[Фото: MARUM -- CENTER FOR MARINE ENVIRONMENTAL SCIENCES]