Более трехсот миллионов лет назад по каменноугольным лесам Северной Америки и Европы ползали всевозможные арахниды. Среди них были как знакомые нам пауки и скорпионы, так и экзотические животные, которые сегодня встречаются в более теплых регионах, например, жгутоногие пауки и хвостатые скорпионы.

Но в этих местах обитания встречались и весьма причудливые паукообразные, принадлежащие к ныне вымершим группам. Среди этих странных видов, которые теперь потеряны для времени, один выделялся своими бронированными ногами, сообщает Канзасский Университет. Древнее животное было описано в статье, опубликованной в Journal of Paleontology.

«Douglassarachne acanthopoda происходит из знаменитого местонахождения Mazon Creek в Иллинойсе и имеет возраст около 308 миллионов лет. Этот компактный арахнид имел длину тела около 1,5 сантиметров и отличался удивительно прочными и колючими ногами – так что он совершенно не похож ни на одну другую известную арахниду, живущую или вымершую», – говорит ведущий автор работы Селден.

По словам исследователя, каменноугольные отложения являются важным источником информации, поскольку это первый период в истории Земли, когда большинство живых групп паукообразных встречались вместе. Тем не менее, фауна все еще сильно отличалась от современной.

«К сожалению, такие детали, как ротовые части, не видны, что затрудняет точное определение того, к какой группе относятся ближайшие родственники найденного экземпляра. Каким бы ни было его эволюционное родство, эти колючие арахниды происходят из того времени, когда паукообразные экспериментировали с различными формами тела. Некоторые из них вымерли, возможно, во время так называемого "кризиса карбоновых лесов", когда вскоре после эпохи Мазон-Крик каменноугольные леса начали дробиться и вымирать. А может быть, эти странные паукообразные дожили до конца пермского массового вымирания?», – рассуждает Селден.

Ископаемое местонахождение Мазон-Крик – одно из самых важных окон в жизнь позднего карбона, дающее широкий спектр удивительных растений и животных. Настоящая окаменелость была обнаружена в глинисто-железистой конкреции в 1980-х годах Бобом Масеком, а затем приобретена коллекцией Дэвида и Сандры Дугласс и выставлена в их Музее доисторической жизни.

Название рода Douglassarachne указывает на семью Дуглассов, которые любезно передали образец в Музей естественной истории Филда в Чикаго для изучения, как только стало очевидно, что он представляет собой неописанный вид. Acanthopoda означает уникальные и характерные колючие ноги животного.

[Фото: Paul Selden]