19 февраля в Москве состоялась церемония награждения победителей конкурса «Стартап года». Лучшим социально-значимым проектом стала НАПОЛИ — портфельная компания ФПИ РВК. Самым глобально конкурентоспособным проектом был назван финалист GenerationS-2014, проект Hudway Glass.

На конкурс «Стартап года» в 2015 году было подано почти 300 заявок из России, Казахстана и Белоруссии. В финале за обладание премией боролись 12 проектов в 4 основных номинациях: лучший глобальный, hardware, социальной значимый и финтех-стартап. Финалисты за полторы минуты представили свои проекты перед гостями и жюри конкурса, рассказывая, почему именно они достойны звания лучшей инновационной компании. В этом году финалистов оценивали представители РВК, МТС, Google, фонд поддержки слепоглухонемых «Со-единение», венчурные фонды Prostor Capital, TMT Investments и Maxfield capital.

В номинации «Глобальный стартап» победителем стал проект Hudway Glass — автомобильный аксессуар, повышающий безопасность движения и комфорт в дороге. Hudway Glass — это подставка для смартфона со встроенным особым полупрозрачным стеклом, которое позволяет получить отраженное изображение в любых условиях внешней освещенности и спроецировать данные о дороге на лобовое стекло автомобиля. По словам сооснователя и финансового директора Hudway Glass Алексея Астанина, выручка компании за 2015 год составила 1 миллион долларов. География продаж обширна: почти 50% покупателей из США, 20% приходятся на Европу и 20% на Азию, 5% — Россию.

Лучшим «Социально значимым стартапом» стала компания НАПОЛИ — российский производитель современных перевязочных материалов на основе биополимеров, портфельная компания ФПИ РВК. Команда НАПОЛИ зарегистрировала и вывела на рынок раневую повязку на основе нановолокон хитозана «ХитоПран», которая позволяет значительно сократить время нахождения пациента в стационаре и быстрее вернуть его к активной жизни. Повязку не нужно снимать, она рассасывается в процессе заживления либо легко удаляется при промывании раны. ХитоПран препятствует развитию инфекции, заживляет, не оставляя рубцов, раны любого происхождения: ожоги, пролежни, трофические язвы, бытовые ссадины и другие. В прошлом году НАПОЛИ заключила контракт с компанией «ИНВИТРО», запустила аптечные продажи и Интернет-магазин stoprana.ru.

В список 12 финалистов премии также вошли победитель GenerationS-2015 проект «Турбодиагностика», а также участник акселератора 2014 года интеллектуальная издательская платформа для независимых писателей Ridero, которая получила специальный приз от #tceh.

Своими впечатлениями об итогах премии «Стартап года» поделилась член правления, директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова«Практически все проекты, вышедшие в финал, имеют сильные команды и хорошие продажи. Правда, мои ожидания не везде совпали с общим решением жюри. В некоторых номинациях были проекты разных категорий. Например, стартапу «Турбодиагностика», победителю GenerationS-2015, участвовавшему в номинации Лучший hardware-проект, было очень сложно конкурировать с другими проектами в этой номинации, которые являются по сути IT-проектами. Но то, что в каждой номинации были проекты — участники GenerationS или портфельные компании фондов с участием РВК — очень здорово». Гульнара Биккулова также отметила, что в этом году номинанты премии отражали тренды венчурного рынка: финтех-стартапы становятся все более значимыми, социальные — более уверенными, а сам рынок глобализируется. «И наконец-то в рамках премии появилась номинация для hardware-проектов», — добавила член правления РВК.

Премия «Стартап года» учреждена в 2008 году Бизнес-инкубатором ВШЭ при поддержке РВК и изначально вручалась наиболее перспективным студенческим проектам. За 8 лет существования премия успела стать своеобразным «Оскаром» для начинающих предпринимателей с проектами не старше трех лет и подтвержденными продажами.

«Звание «Стартап года» присуждается проектам, которые за небольшой срок своей жизни добились выдающихся результатов. Основной показатель — это достижения на рынке: наличие продаж, клиентов и положительных отзывов. Наша задача — поддержать такие компании в начале их пути и рассказать о них как можно большему числу потенциальных клиентов и инвесторов», — рассказал Михаил Эрман, директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ, одного из организаторов премии.