Обнаружено, что девять немецких ученых, которые провели больше года на полярной исследовательской станции под названием Neumayer III, потеряли некоторый объем мозга, - пишет sciencenews.org со ссылкой на New England Journal of Medicine.
Снег и темное небо постоянны на немецкой полярной исследовательской станции под названием Neumayer III. Возможная причина потери объема мозга – монотонные условия жизни ученых: социальная изоляция и устойчиво белый полярный ландшафт.
«Поначалу очень приятно видеть белую пустыню, - говорит физиолог Александр Стэн, который начал исследования в Charité-Universitätsmedizin Berlin. - Но пейзаж всегда одинаков».
Команда из восьми ученых, исследователей и повара жила и работала на немецкой исследовательской станции Neumayer III в течение 14 месяцев. Несмотря на то, что летом к ним присоединились другие ученые, команда в одиночестве пережила долгую темноту полярной зимы, когда температура может упасть до -50°С, а эвакуация невозможна. Эта социальная изоляция и однообразная среда – воспроизведение на Земле условий пребывания космонавта в длительной миссии, - говорит Стэн, который заинтересован в изучении того, какое влияние окажет такое путешествие на мозг.
Исследования на животных показали, что подобные условия могут нанести вред гиппокампу - области мозга, необходимой для памяти и навигации. Например, крысы лучше учатся, когда животных держат среди друзей или в интересной среде, чем в одиночестве или в голой клетке, говорит Стэн. Но верно ли это для мозга человека - неизвестно.
Стэн, в настоящее время работающий в Медицинской школе Перельмана в Университете Пенсильвании, и его коллеги использовали магнитно-резонансную томографию для получения изображений мозга членов команды до их полярной экспедиции и после их возвращения. В среднем площадь поверхности гиппокампа в мозге экипажа за время экспедиции сократилась на 7 процентов по сравнению со здоровыми людьми, подобранными по возрасту и полу, которые не оставались на станции.
Однако есть веские основания полагать, что это изменение
обратимо, говорит Стэн. По его словам, хотя гиппокамп очень
уязвим к таким стрессорам, как изоляция, он также очень
чувствителен к стимуляции, возникающей в жизни, наполненной
социальными взаимодействиями и разнообразными окружающими
ландшафтами.
[Фото: sciencenews.org]