Исследование кубанских специалистов поможет составить социальный портрет студенчества первых лет советской власти на основе писем студентов РСФСР, адресованных руководителям партии и государства

В различные эпохи развития российской государственности обращения населения через письма «во власть» были способом прошения, поиска правды, восстановления справедливого решения, а порой просто жалобой либо выражением недовольства существующим положением.

В советской системе письма студентов в различные органы власти свидетельствовали об адаптации молодежи к новому политическому режиму, её ожиданиях и стремлениях. Такая форма обратной связи помогала осуществлять контроль над молодым поколением советских людей, приобщать к партийной идеологии и завоевывать доверие.

Сотрудники ‎КубГУ (г. Краснодар) изучают письма, написанные студентами вузов, расположенных на территории европейской части РСФСР в 1920-е гг. и адресованные государственным и партийным руководителям. Ученые подготовили научно-справочный аппарат документов, а на его основе – комментированный сборник.  Письма студентов «во власть» выступают как исторический источник изучения социальных проблем студенчества советской России 1920-х гг. (таких, как утаивание своего настоящего социального происхождения, классовая дискриминация, тяжелые материально-бытовые условия жизни, взаимодействие студентов и органов ВЧК – ОГПУ и др.), отражая комплекс существовавших общественных нравов, политических взглядов и установок советской молодежи.

Александр Юрьевич Рожков – профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой социологии Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

Александр Юрьевич Рожков – профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой социологии Кубанского государственного университета (г. Краснодар)

 

Александр Юрьевич Рожков – профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой социологии Кубанского государственного университета (г. Краснодар) – рассказал, о чем свидетельствуют эпистолярные источники начала 20-х годов прошлого века в контексте российской истории, а именно – что волновало советских студентов, какие социальные проблемы их тревожили и кому они доверяли их решение.

Чем вызван научный интерес к исследованиям письменной коммуникации студентов с властью в Советской России в 1920-е гг.? Почему в исследовательском поле эта тема является малоизученной?

«Я бы не сказал, что тема обращений «во власть» в 1920-е гг. мало изучена. Историография этого вопроса постоянно расширяется в последние десятилетия, она опирается на интересные работы первопроходцев – А.Я. Лившина, И.Б. Орлова, О.В. Хлевнюка, опубликовавших сборники документов. Вместе с тем студенчество в этих исследованиях представлено единичными обращениями. До появления работ Р.В. Рыбакова, О.Л. Рябченко, Д.А. Андреева специальных исследований коммуникации молодежи и, в частности, студенчества с властью практически не было. Однако несколько публикаций не могли создать общей картины взаимоотношений между студенчеством и властью в раннем советском обществе. Мы решили восполнить этот пробел, подготовив комментированный сборник документов. Одно дело – на основе исследованных источников самим написать научные статьи со своими авторскими интерпретациями, и совсем другое – дать возможность другим историкам (и не только) работать непосредственно с комментированными документами, которые располагаются в хронологическом порядке. Это не только исследовательский, это еще и археографический проект, актуальность которого особенно возросла в условиях пандемии, когда были закрыты архивы или работа в них ограничена», – сообщил Александр Рожков.

Что представляют собой исследованные вами письма? Как зародилась эта форма коммуникации между властью и обществом?

«Феномен письменной коммуникации общества с властью в определённой степени уходит корнями в известную традицию, существовавшую в Русском государстве до XVIII в. Конечно же, обращения граждан в органы власти и управления в 1920-е гг. заметно отличались от челобитных прошений как по форме, так и содержательно. Письма 1920-х гг. являли собой прямые и опосредованные обращения граждан (включая студентов) «во власть». Студенты, относившиеся к «пишущему» слою общества, таким способом не только пытались решить свои насущные проблемы, но и заявить о себе, продемонстрировать свою лояльность власти», – пояснил ученый.

На какой год таких писем «во власть» приходится больше всего и чем это объясняется?

«Мы отобрали для сборника немногим более 310 писем, но выявлено в архивах и изучено было в полтора раза больше. Больше всего писем обнаружено за 1929 г., к пиковым периодам относятся также 1924–1926 гг. Именно в эти годы проходило несколько волн студенческих «чисток»; 1929 г. («великий перелом») по многим направлениям жизни общества отличался повышенным уровнем нарастания социальных проблем и тревожности среди населения. Но количество писем отражает не только какие-то процессы в жизни страны и вузов, это еще и означает, что исследователь имеет дело с тем материалом, который отложился в архивохранилищах за данный период. Письма очень разные по жанру, теме обращения, образовательному уровню их авторов», – констатировал исследователь.

От имени кого больше таких писем: от девушек или юношей?

«Среди выявленных в архивах документальных отложений студенческих писем «во власть» примерно втрое преобладают мужские тексты. Часть писем были анонимными, и даже по тексту пол автора порой определить было затруднительно», – ответил ученый.

От студентов каких вузов (из каких городов) и каких специальностей таких писем было больше?

«Подсчетом по вузам и городам мы специально не занимались. В наши планы изначально входило набрать материал для сборника не в одном-двух центральных архивах по нескольким крупным вузам (так было бы намного проще), а сделать «замеры» в тех «узловых» городах и архивах, где в 20-е гг. существовало не менее чем 2–3 вуза. Практически всю географическую карту расположения вузов в европейской части РСФСР в той или иной степени погружения мы отработали. Конечно, есть несколько вузов, которые незначительно выделяются на общем фоне по количеству посланий «во власть», например, 1-й МГУ, ЛГУ, Саратовский госуниверситет, Тверской пединститут, наконец, по понятным причинам, вузы Краснодара, откуда коллектив проекта. В конце сборника приведен перечень всех вузов и техникумов, в которых учились авторы писем, и при желании каждый читатель может сам найти ответ на ваш вопрос», – прояснил Александр Рожков.

Каков уровень грамотности писем?

«В наши задачи не входило определение уровня грамотности авторов писем, для этого нужно учитывать нормы письма того времени. Конечно, с нашей точки зрения, с орфографией и пунктуацией, как и стилистикой, у многих авторов дела обстояли не лучшим образом, но они писали ничуть не хуже значительного числа наших сегодняшних «образованных» студентов. Встречались письма очень образованного слоя студенчества, в основном из «бывших», были письма явно малограмотных молодых людей – в основном тех, кто просил принять его в техникум, вуз или на рабфак. Но нас больше интересовало, как студенты тех лет семантически, логически выстраивали свои тексты, как аргументировали свои просьбы, как «упаковывали» свой посыл к власти в релевантную «обёртку» ритуальных клятв в лояльности к ней. И в этом смысле можно сказать, что значительное число писем, при всей их индивидуальности, будто написаны под копирку, если их разложить на структурные элементы нарратива. История у каждого автора была индивидуальная, но опыт переживаний социальных проблем был коллективным, и похоже, что некоторые студенты обменивались своими историями друг с другом. Однако нас интересовало не определение степени достоверности описанных жизненных историй, а выявление смыслов и значений, которые придавали им авторы в процессе выстраивания своих текстов. Можно предположить, что адресанты о чем-то умалчивали, догадываясь о политических табу, конструировали свои тексты с учетом доминирующего дискурса», –   прокомментировал ученый.

Автор рисунков Александр Рожков

Автор рисунков Александр Рожков

 

К кому обращены письма?

«Из адресатов по числу обращений в числе «лидеров» находятся вожди страны и органы региональной власти. Самые популярные адресаты из вождей вполне ожидаемы – А.В. Луначарский и М.И. Калинин. Далее с большим отрывом от них идут И.В. Сталин, Н.П. Чаплин и Е.П. Пешкова, остальные известные лица – в пределах статистической погрешности. Однако хочу подчеркнуть, что эта статистика отражает всего лишь массив писем, выявленный нами в архивах и отобранный для публикации, а не всю совокупность студенческих писем, адресованных «во власть». Письма студентов оказались рассеянными в архивохранилищах по разным фондам и описям. Зачастую документы было трудно выявить по названиям фондов и заголовкам единиц хранения (дел).  Нам не встречались тематические подборки таких писем, их приходилось извлекать в результате скрупулезного просмотра десятков сотен обращений к власти других социальных и возрастных категорий. Наибольшее затруднение при обработке источников вызвала разбросанность эпистолярного документа и различной справочной информации к нему», – уточнил Александр Рожков.

Автор рисунков Александр Рожков

Автор рисунков Александр Рожков

 

По замечанию кубанского исследователя, «политизированных» писем менее четверти от общего количества, и они разнородны – это и доносы о «чуждом» происхождении, и жалобы «лишенцев», и обращения из мест заключения осужденных по 58-й статье УК РСФСР студентов, недовольство обстановкой в стране, партии, комсомоле».

Изучив письма во власть, историки КубГУ выявили основные социальные проблемы студенчества в контексте социально-исторических изменений в стране и в сфере образования.

Как обращает внимание Александр Рожков, «занимаясь анализом письменных обращений студентов «во власть», мы стремились отыскать в них те индикаторы, которые отображали социальную действительность в Советской России 1920-х гг. Тексты писем рассматривались нами как описание конкретных проблемных ситуаций, в которых существуют «действующие лица» (студент и адресат) и осуществляющаяся коммуникация между ними. Основные проблемы, поставленные студентами перед властью – поступление в вуз, на рабфак, перевод в другой вуз, материальные проблемы (паёк, стипендия, общежитие), просьбы о восстановлении после отчисления, «чистки», исключения из комсомола и т.д. По нашим подсчетам, около 80% писем студентов «во власть» составили прошения, апелляции и жалобы, т.е. указание на какие-то проблемы, нерешенные вопросы, трудные жизненные ситуации».

Какая общая проблема прослеживается во всех письмах? Была ли какая-то необычная просьба или предложение?

«Большинство писем студентов уникальны сами по себе, и все же больше всего запомнились тексты, где самым весомым аргументом заявителя было предупреждение о готовности к суицидальному поступку в случае невыполнения его просьбы. Встречались письма с неожиданными просьбами к наркому просвещения дать взаймы 5 рублей до получения стипендии», – указал ученый.

В ходе исследовательской работы кубанскими учеными было обнаружено письмо о сестрах Марии и Зинаиде Корф, которое специалистам показалось весьма любопытным.

«О, это захватывающая, почти детективная история. В краснодарском государственном архиве мне встретились два письма (фактически доноса), направленные в редакции партийной и комсомольской центральных газет. Там и фигурировала эта фамилия. Влиятельные родственники девочек апеллировали к А.В. Луначарскому, решением их вопроса занимался его заместитель А.Я. Вышинский. Внимание на фамилию сестер я обратил не только по причине их происхождения (известного баронского рода), но и потому, что давно занимаюсь изучением материалов так называемого «дела Синдаровского» (Краснодар, 1928 г.), в контексте которого эти имена упоминались в доносах. Мною было проведено археографическое расследование, результаты которого опубликованы. Разумеется, далеко не каждый документ, помещаемый в комментированное издание, может и должен подвергаться столь интенсивной разработке. Этот неординарный случай был приведен в качестве наглядного примера для демонстрации возможностей и преимуществ комментированного издания перед сборником документов без соответствующего научно-справочного аппарата», – поделился успехом невероятной научной находки Александр Рожков. 

Фотокопии некоторых писем студентов во власть.

Письма из личного фонда Луначарского.

Фото 1.

Фото 1.

Источник: РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории, г. Москва), ф. 142, оп.1, д. 508, л.88

Фото 2.

Фото 2.

Источник: РГАСПИ, ф. 142, оп.1, д. 514, л.81

Исследование кубанских специалистов проходило в рамках трехлетнего (2018–2020 гг.) научно-исследовательского проекта РФФИ № 18-09-00289а «Письма студентов “во власть” в Советской России 1920-х годов: научная подготовка комментированного издания» под руководством профессора Рожкова. В состав творческого коллектива вошли ученые из Краснодара: профессор, д-р ист. наук, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва» Анна Натановна Еремеева, канд. ист. наук, преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Юлия Андреевна Микулёнок,  канд. соц. наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Елена Станиславовна  Студеникина, аспирант кафедры социологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Тимофей Александрович Рунаев. На первом этапе в проекте принимали активное участие директор ГКУ КК «Государственный архив Краснодарского края» Станислав Григорьевич Темиров и аспирантка кафедры истории России ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Александра Сергеевна Пасилецкая.

«Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить фонд за оказанную финансовую поддержку, без которой это масштабное исследование вряд ли состоялось бы. Наш проект относился к фундаментальным исследованиям, цель которого заключалась в составлении и подготовке комментированного издания сборника писем студентов советских вузов, адресованных органам власти и управления, государственным и партийным руководителям в 1920-е гг.», – выразил признательность фонду за высокую оценку работы краснодарских ученых Александр Рожков.

На основе проведенного исследования специалистами подготовлен комментированный сборник документов из писем «во власть», который сейчас находится на рецензировании. Издание будет адресовано историкам, политологам, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кому интересна история раннего советского общества, взаимоотношений власти и молодежи, способы их письменной коммуникации между собой. Включение в сборник писем разных категорий студентов позволит исследователям иметь в своем распоряжении сконцентрированный в одной документальной публикации источниковый материал, позволяющий составить социальный портрет студенчества первых лет советской власти.

Кубанские историки выявляли и извлекали студенческие письма «во власть» за период 1921–1930 гг. Работа проводилась в 78 фондах 24 архивохранилищ в 19 городах страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Армавира, Астрахани, Владикавказа, Волгограда, Воронежа,  Казани, Краснодара, Майкопа, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Саратова, Сочи, Ставрополя, Твери и Черкесска.

По словам Александра Рожкова, «основной массив представленных в нашем издании писем студентов «во власть» составляют документы фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Наш сборник снабжен солидной системой указателей, в том числе, именным и географическим указателем, терминологическим словарём, перечнем архивов, библиографией и др. Надеюсь, что его издание станет заметным событием в плане обогащения источниковой базы ранней советской истории».

Таким образом, письма студентов «во власть» служат источником не только для изучения менталитета советского студенчества, в которых Советская Россия искала опору, но и для изучения самого советского общества в период его становления, сыгравшего ключевую роль в смене социально-политических реалий в истории страны.