Наступают новогодние праздники, а вместе с ними в нашу жизнь входит легенда о Деде Морозе. Все мы с раннего детства знаем, что добрый Дедушка Мороз приносит деткам подарки и кладет их под елочку в новогоднюю ночь. Кто не помнит трепетного ожидания чуда утром 1 января, когда с замиранием сердца бежишь проверять, что же принес в этот раз Дед Мороз? Даже будучи взрослыми и зная, что Деда Мороза не существует, мы все равно сохраняем надежду на волшебство в эту ночь…
Большинство малышей с раннего возраста знают и верят в Деда Мороза. Согласно опросам, в его существовании уверены 83% пятилетних детей. Почему?
Эволюционное преимущество
Этолог Ричард Докинз в эссе, опубликованном в 1995 г., предположил, что дети по своей сути доверчивы и склонны верить вообще всему, и это их эволюционное преимущество. Для иллюстрации он привел в пример ребенка, который живет рядом с прудом, кишащим аллигаторами. Родители запрещают ребенку купаться в этом пруду. Ребенок, который отнесется к их совету скептически и захочет все проверить на своем опыте, имеет гораздо меньше шансов остаться в живых, чем тот, кто слепо последует родительским словам.
Мнение о том, что дети легко верят всему, что им говорят, разделяют очень многие. Но в то же время многие исследования показывают, что на самом деле дети — рациональные и вдумчивые потребители информации, и они используют те же инструменты, что и взрослые, чтобы решать, во что им верить, а во что нет.
Какие инструменты используют взрослые, чтобы определить, чему верить, и каковы доказательства того, что дети умеют ими пользоваться?
Сфокусируемся на трех:
1) внимание к контексту, в который вписана информация;
2) способность сопоставлять новую информацию с существующей
базой знаний;
3) способность оценивать компетентность других людей.
Посмотрим на них подробнее.
Контекст.
Представьте, что вы читаете статью о новом виде рыб, назовем их сурниты. Затем представьте, что вы читаете ее, ожидая приема у врача, в журнале National Geographic, официальном печатном органе научного сообщества. Либо вы узнаете эту новость в супермаркете, прочитав ее в популярном таблоиде у кассы. Скорее всего, именно благодаря контексту вы сделаете вывод о том, насколько достоверна новость о рыбе.
С детьми провели такой же эксперимент. Им рассказали о существах, о которых они никогда не слышали, тех же самых сурнитах. Одной группе рассказали про них в невероятном контексте, например что их ловят драконы или призраки. А другим — в научном контексте, рассказав, что их используют ученые и врачи.
Дети в возрасте 4 лет чаще говорили, что верят в сурнитов, если слышали о них в научном, а не фантастическом контексте.
База знаний и экспертность.
Чаще всего мы, взрослые, узнаем что-то новое, когда слышим об этом от других. Представьте, что вы узнали о новом виде рыб от морского биолога или от вашей соседки, которая часто рассказывает новости о пришельцах и экстрасенсах. Очевидно, что ваша оценка авторитетности и компетентности этих источников будет разной и повлияет на то, поверите вы в существование новой рыбы или нет.
В другом исследовании маленьким детям рассказывали о неизвестных им животных в трех контекстах:
1) вероятном (например, рыба, которая живет в
океане)
2) невероятном (рыба, которая живет на Луне)
3) маловероятном (рыба размером с автомобиль)
Затем им предложили решить самим, существует ли такая рыба, или спросить кого-нибудь. Также об этих животных им рассказали смотритель зоопарка (эксперт) и повар (не эксперт).
Оказалось, что дети поверили в вероятные сущности и не поверили в невероятные. Они принимали решение, сравнивая новую информацию с уже имеющимися у них знаниями. Что касается маловероятных животных, — тех, что могли бы существовать, но встречаются слишком редко или кажутся слишком странными, — то дети значительно чаще верили в их существование, если о том, что они настоящие, говорил смотритель зоопарка, а не повар.
Одним словом, дети полагаются на оценку профессиональной компетентности источника, как и взрослые.
Во всем виноваты взрослые
Так почему тогда дети верят в Деда Мороза?
Причина проста. Родители и окружающие изо всех сил стараются сделать миф о Деде Морозе правдоподобным. Недавнее исследование показало, что в течение новогодних праздников 84% родителей более двух раз водили ребенка на представления с участием Деда Мороза. Мы придумали, что Дед Мороз живет в Великом Устюге. Ему можно написать письмо и получить ответ. О путешествии Деда Мороза рассказывают по центральным каналам ТВ. Так что же заставляет нас с таким рвением поддерживать эту легенду?
Ответ прост. Дети не настолько наивны и не принимают на веру все, о чем им говорят. Поэтому нам приходится буквально заваливать их «доказательствами».
Как дети оценивают достоверность
Учитывая такие огромные усилия со стороны взрослых, дети просто не могут не поверить в Деда Мороза. Более того, веря в него, дети тренируют свои навыки научного мышления.
Во-первых, они оценивают источники информации. Известно, что дети скорее поверят взрослому, чем другому ребенку.
Во-вторых, они опираются на факты (елка, подарок, живой дед мороз).
В-третьих, исследования показывают, что чем сложнее становится мышление ребенка, тем больше он начинает находить странностей и недостоверностей в мифе о Деде Морозе.
Так что сказать ребенку
Некоторые родители опасаются, что, вовлекая детей в легенду о Деде Морозе, они обманывают их и тем самым причиняют вред. Некоторые философы и блогеры также выступают против «лжи о деде морозе», а том числе утверждая, что эта ложь может подорвать веру ребенка родителям и взрослым вообще. Так что же делать родителям?
Исследования не нашли подтверждения тому, что вера и последующее неверие в Деда Мороза каким бы то ни было образом влияет на доверие ребенка к родителям. Более того, дети не только способны докопаться до правды, но и вся эта история помогает им в развитии этих способностей.
Так что если вам и вашим детям сказка о Деде Морозе приносит радость, не бойтесь поддержать ее.