Ученые из трех американских университетов — Калифорнийского университета в Сан-Диего, Массачусетского технологического института и Гарвардского университета — разработали новый вид частиц, способных переносить энергию. Эти частицы, получившие название «топологические плекситоны» позволят создавать новые виды солнечных батарей и миниатюрные оптические схемы. Статья ученых опубликована в Nature Communications, кратко о разработке сообщается в пресс-релизе Университета Калифорнии в Сан-Диего.

«Когда свет и материя взаимодействуют, они обмениваются энергией, — сказал руководитель исследования Джоэл Юн-Чжоу (Joel Yuen-Zhou) из Калифорнийского университета в Сан-Диего, — энергия может течь назад и вперед между светом в металле (так называемый плазмон) и светом в молекуле (так называемый экситон). Когда этот обмен происходит гораздо быстро, правильно думать о таких частицах как гибридных, экситоны и плазмоны вступают в брак, чтобы произвести плекситоны».

Ученые предполагают, что плекситоны станут неотъемлемой частью следующего поколения элементной базы нанофотоники, солнечных батарей и устройств для химического катализа. Главная же проблема с этими частицами, которую удалось решить исследователям, состоит в том, что они движутся во всех направлениях, что не дает использовать такие частица для передачи энергии в различных устройствах. Они создали частицы, которые назвали топологическими плекситонами, использовав концепцию, с помощью которой физики ранее создали топологические изоляторы.