Новый спутник NASA будет следить за льдами из космоса

Запуск современного спутника NASA запланирован на 15 сентября.Запуск современного спутника NASA запланирован на 15 сентября.

NASA готовится к запуску ультрасовременного спутника с лазерным оборудованием, который проведет на орбите три года, изучая ледяные покровы Земли. Спутник ICESat-2 (Ice, Cloud and Land Elevation Satellite-2 - Спутник, изучающий лед, облака и земные возвышенности -2), сможет измерять малейшие изменения толщины отдельных участков льда с точностью до 5 миллиметров.

Льды покрывают Землю на площади 16 млн. квадратных километров – 11% суши. Проследить изменения на таких участках традиционными методами невозможно. Однако ICESat-2 это под силу. Аппарат позволяет проводить повторные измерения с невероятной точностью на больших площадях. Спутники с лазерным оборудованием идеально подходят для таких исследований. Кроме данных о состоянии ледяных щитов информация будет полезна ученым, изучающим леса на планете.

Проект стал продолжением двух других программ NASA по мониторингу толщины льда. Первый спутник ICESat начал свою работу в 2003 году. В течение 7 лет аппарат сообщал сведения о состоянии льдов на планете. Для изучения особенно важных участков данные с орбиты дополнялись информацией со специального самолета Operation IceBridge.

Американские ученые внимательно следят за толщиной льда в зависимости от сезона и изменений климата. Однако камеры первого поколения давали лишь двумерную проекцию. Для более точных измерений и наглядных 3D моделей необходимы лазеры.

Новый аппарат ICESat-2 оснащен лазерной системой ATLAS. Она излучает лазерный луч, состоящий из 6 отдельных лучей. Эти лучи отражаются о  поверхности льда в виде сетки. Большое количество фотонов лазерных лучей теряется, но небольшая часть возвращается на спутник.

ATLAS работает как высокоточный измеритель времени. Система определяет, сколько времени заняло путешествие луча туда и обратно. Ученые преобразуют это время в расстояние, вычисляя высоту в данной области. По словам Тома Нойманна, заместителя директора проекта, ICESat-2 – это революционный инструмент для исследования льдов в море и на суше.

После запуска, запланированного на 15 сентября, команда ICESat-2 в течение двух месяцев будет следить за системами аппарата, чтобы убедиться, что всё работает исправно. После этого спутник начнет собирать научные данные. По плану продолжительность миссии – 3 года, однако на спутнике достаточно топлива, чтобы потенциально оставаться на орбите еще 10 лет, если NASA решит продлить миссию.

Как только аппарат начнет измерения, ученые получат новейшую информацию о ледяных покровах Земли, и том, как они меняются.

«За полсекунды, которые требуются человеку, чтобы моргнуть, ICESat-2 соберет 5000 измерений  в каждом из своих шести лучей», – отмечает Нойманн. «Каждую минуту каждого часа каждого дня в течение следующих трех лет».

Источник: www.space.com