Новый метод редактирования T-клеток останавливает отторжение организмом пересаженного органа

Ученые из Базельского университета отключили белок в иммунных клетках мышей, что позволило остановить отторжение трансплантата. При этом клетки не утратили способность бороться с инфекциями, говорится в сообщении университета.

Отторжение донорского органа является основной проблемой в трансплантационной медицине. Иммунная система воспринимает его как чужеродный объект – наравне с вирусами и вредными бактериями – и начинает с ним бороться. «Выключить» иммунную систему слишком рискованно: это открывает путь к опасным для жизни инфекциям. Исследователи из Базельского университета (Швейцария) нашли компромисс: они отключили один белок в иммунных клетках мышей, что позволило остановить отторжение трансплантата. При этом клетки не утратили способность бороться с инфекциями, говорится в сообщении университета.

Имя белка, о котором идет речь, звучит так: коронин-1. Он регулирует Т-клетки – главное «оружие» нашей иммунной системы, которые обнаруживают и уничтожают «захватчиков» организма. Коронин-1 снижает интенсивность сигнального пути, который способствует образованию молекулы цАМФ – так называемого «второго посредника» в передачи внутриклеточного сигнала. В отсутствие коронина-1 уровни цАМФ резко возрастают в Т-клетках, что делает эти клетки толерантными (вернее, толерогенными) для трансплантированного органа: они больше не воспринимают его как врага. При этом, несмотря на редактуру, Т-клетки все еще продолжают контролировать вирусы, бактерии и грибковые инфекции и бороться с ними.

Исследование лаборатории Жана Питерса (Jean Pieters) показало, что существует способ манипулирования иммунным ответом организма, избирательно подавляя иммунный ответ хозяина. Может ли это открытие привести к разработке методов лечения, которые позволяют сохранить одновременно и трансплантированные органы, и способность организма бороться с инфекциями, – задача на будущее.

Результаты работы даны в статье, опубликованной в журнале Cell.

[Фото: SWISS NANOSCIENCE INSTITUTE/UNIVERSITY OF BASEL, BIOZENTRUM]