Ученые разработали новый подход, который повышает шансы найти внеземной интеллект в нашей галактике. Метод использует теорию вероятности для расчета возможности обнаружения внеземного сигнала (если таковой имеется) на заданном расстоянии от Земли, - пишет sciencedaily.com со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences.

Может ли существовать другая планета, кроме Земли, на которой построено общество, находящееся на той же стадии технологического прогресса? Чтобы это выяснить, ученый из Федеральной политехнической школы Лозанны Клаудио Гримальди, работающий совместно с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли, разработал статистическую модель, дающий исследователям новый инструмент для поиска сигналов, которые может излучать внеземное общество. Его метод считается дешевым и эффективным.

Изначально Гримальди не занимался астрофизикой. В своем исследовании в Лозанне он анализировал вероятность того, что углеродные нанотрубки могут обмениваться электронами. Но потом он подумал: если считать, что нанотрубки - звезды, а электроны - сигналы, генерируемые внеземными обществами, можно ли вычислить вероятность обнаружения этих сигналов более точно?

На самом деле ученые ищут эту возможность уже почти 60 лет. Несколько исследовательских проектов, связанных с поиском внеземного разума, были начаты с конца 1950-х годов, главным образом в Соединенных Штатах. Идея заключается в том, что продвинутая цивилизация на другой планете может генерировать электромагнитные сигналы, а ученые на Земле могут собирать эти сигналы с помощью новейших радиотелескопов.

Однако несмотря на значительные достижения в области радиоастрономии и увеличение вычислительной мощности с тех пор, ни один из этих проектов не привел к чему-либо конкретному. В 1977 году было записано несколько сигналов неизвестного происхождения. Но ни один из них не был больше повторен и не мог достоверно свидетельствовать о существовании другой жизни.

Новый интерес к теме внеземного интеллекта вспыхнул после открытия большого количества экзопланет, вращающихся вокруг миллиардов солнц в нашей галактике. Исследователи разработали сложные новые инструменты, такие как Square Kilometre Array. Это международный проект по созданию крупнейшего в мире радиоинтерферометра. Название проекта отражает первоначальный план создать радиотелескоп с общей собирающей площадью антенн около одного квадратного километра. С тех пор проект телескопа был переработан, и теперь по плану, собирающая площадь должна значительно превысить 1 км². Антенны решено разместить в Южной Африке и Австралии. Недавно российский предприниматель Юрий Мильнер объявил амбициозную программу под названием «Breakthrough Listen», целью которой является охват в 10 раз большей площади неба, чем в предыдущих исследованиях, и сканирование гораздо более широкой полосы частот. Мильнер намерен выделить на свою инициативу 100 миллионов долларов в течение 10 лет.

Гримальди считает, что расширение масштабов исследований увеличивает наши шансы обнаружить жизнь на других планетах. И пока, не обнаружив сигналы, нельзя заявлять, что жизни там нет.

Преимущество статистической модели Гримальди заключается в том, что он позволяет ученым интерпретировать и успех, и неудачу в обнаружении сигналов на разных расстояниях от Земли. В его модели используется теорема Байеса для вычисления оставшейся вероятности обнаружения сигнала в заданном радиусе вокруг нашей планеты.

Например, даже если сигнал не обнаружен в радиусе 1000 световых лет, вероятность того, что Земля находится в радиусе сотен аналогичных сигналов из других мест в галактике, по-прежнему превышает 10%, просто наши радиотелескопы в настоящее время не являются достаточно мощными для того, чтобы обнаружить их. Однако эта вероятность возрастает почти до 100%, если обнаружен хотя бы один сигнал в радиусе 1000 световых лет. В этом случае мы могли бы быть почти уверены, что наша галактика полна чужой жизни.

После учета других параметров, таких как размер галактики и то, насколько плотно друг к другу собраны в ней звезды, вероятность обнаружения сигнала становится очень маленькой только в радиусе 40 000 световых лет. Другими словами, если на этом расстоянии от Земли не обнаружены сигналы, мы могли бы разумно заключить, что никакая другая цивилизация на том же уровне технологического развития, что и наша, не обнаружена в галактике. Но до сих пор ученые научились искать сигналы в радиусе только 40 световых лет.

Таким образом, еще открыто много путей для исследований. Тем более, что существующие методы поиска пока не могут обнаружить чуждые цивилизации, которые могут быть как первобытными, так и высокоразвитыми, но идти не по той технологической траектории, которую избрали земляне.

[Фото: sciencedaily.com]