Новые изображения газа внутри галактики-монстра могут объяснит, почему некоторые галактики формируют звезды с невероятной скоростью, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature.

Используя Атакамский большой миллиметровый/субмиллиметровый массив (телескоп ALMA), исследователи рассмотрели детализированное изображение звездообразующего газа, который сосредоточен в галактике COSMOS-AzTEC-1 в виде диска. Свет от этой галактики шел до Земли почти 12 млрд лет. Ее существование относится к тому времени, когда возраст Вселенной был менее 2 миллиардов лет. Наблюдения с помощью телескопа показывают огромный резервуар молекулярного газа, очень восприимчивого к разрушению звезд и созданию новых.

COSMOS-AzTEC-1 и его современники-монстры давно были головоломкой для астрономов, потому что эти галактики создавали новые звезды примерно в 1000 раз быстрее, чем Млечный Путь. Согласно стандартным теориям космологии, вскоре после Большого взрыва, галактики не должны были быть такими плодовитыми в образовании звезд.

Звездообразование в Млечном Пути и, скорее всего, в похожих современных галактиках, сдерживается излучением уже существующих звезд, которое давит на межзвездный газ в разных направлениях, не давая ему группироваться под действием внутренней гравитации. Однако межзвездный газ в COSMOS-AzTEC-1 сосредоточен (точнее, был сосредоточен 12 миллиардов лет назад) в виде уплощенного диска. В этой ситуации его гравитационное сжатие ощутимо преобладало над давлением света, что приводило к ускоренному образованию звезд.

Новые фотографии ALMA показывают два особенно больших облака коллапсирующего газа в диске, которые были основными центрами звездообразования.

«Это похоже на гигантское хранилище топлива, которое было создано сразу после Большого взрыва…», - говорит соавтор Мин Юн - астроном из Массачусетского университета в Амхерсте.

Юн и его коллеги до сих пор не знают, как COSMOS-AzTEC-1 создал такой массивный запас звездообразующего материала. Но будущие наблюдения за этой галактикой и ей подобными с помощью космических телескопов ALMA или James Webb, который будет запущен в 2021 году, могут помочь прояснить происхождение этих древних космических монстров.