Исследователи из Института Макса Планка и Института Санта-Фе разработали новую модель, чтобы объяснить эволюционное происхождение эмпатии и других связанных с этим явлений, таких как эмоциональная инфекция и заразительный зевок, - пишет eurekalert.org.

Модель предполагает, что источником широкого спектра эмпатических реакций является когнитивное моделирование, а не сотрудничество между людьми.

По словам Фабрицио Мафессони – постдока в Институте эволюционной антропологии им. Макса Планка, стандартные теоретические модели происхождения эмпатии имеют тенденцию фокусироваться на сценариях, в которых предпочтение отдается координации или сотрудничеству.

Мафессони и его соавтор Майкл Лахманн - теоретический биолог и профессор Института Санта-Фе - исследовали возможность того, что когнитивные процессы, лежащие в основе широкого спектра эмпатических реакций, включая эмоциональную инфекцию, заразное зевание и такие патологии, как эхопраксия (компульсивное повторение чужих движений) и эхолалия (навязчивое повторение чужой речи) - могут развиваться при отсутствии родственных связей или любого другого механизма, непосредственно благоприятствующего сотрудничеству или координации.

Мафессони и Лахманн утверждали, что животные, включая людей, могут осуществлять имитацию сознания других особей. Мы не можем читать чужие мысли - они для нас как черные ящики. Но, как объясняет Лахманн, все агенты имеют почти идентичные «черные ящики» с представителями своего вида, и «они постоянно проводят моделирование того, что могут делать другие умы». Это продолжающееся моделирование не обязательно направлено на развитие сотрудничества: это то, что люди и животные делают спонтанно.

Пример такого процесса представлен зеркальными нейронами: уже известно, что те же нейроны, которые участвуют в планировании движения рук, также используются при наблюдении за движением рук других. Мафессони и Лахман задавались вопросом, каковы будут последствия, если они распространят этот процесс понимания на любое социальное взаимодействие.

Когда они смоделировали результаты, основанные на когнитивном моделировании, они обнаружили, что люди, вовлеченные в моделирование в качестве актора, производят множество систем, обычно объясняемых с точки зрения сотрудничества или родственного отбора. Они также обнаружили, что наблюдатель может иногда координировать свои действия с актором, даже если этот результат не является выгодным. Их модель предполагает, что эмпатические системы развиваются не только потому, что агенты склонны к сотрудничеству и отбору. Они также развиваются, потому что животные имитируют других, чтобы вообразить свои действия. По словам Мафессони, «само происхождение эмпатии может заключаться в необходимости понимать других людей».

По словам Лахмана, их выводы «полностью меняют наше представление о людях и животных». Их модель основана на едином когнитивном механизме, который объединяет широкий набор явлений одним объяснением. Поэтому она имеет теоретическое значение для широкого спектра областей, включая когнитивную психологию, антропологию, нейробиологию, сложные системы и эволюционную биологию.

[Фото: vseostresse.ru]