Северному морю угрожает масштабное ртутное загрязнение, которое может достигнуть российских берегов и нанести непоправимый ущерб биоресурсам всего арктического региона, сообщают независимые норвежские природоохранные организации.

Угрозу экологии Баренцева региона представляет опасный груз, находящийся на борту затопленной в годы II Мировой войны нацистской подлодки U-864. Субмарина перевозила в Японию десятки тонн металлической ртути и несколько тонн оксида урана, которые в случае разрушения корпуса подводного корабля могут смертельно отравить Северное и Баренцево моря. Правительство Норвегии, в водах которой погребена субмарина, намерено предпринять радикальные шаги, грозящие экологическим коллапсом для всего региона. Как об этом пишет в своем обращении к коллегам и властям РФ глава норвежской природоохранной организации «Зеленые воины» Курт Оддекалв, у королевства просто нет необходимых технологий и опыта в решении таких сложных технологических задач. В то время, как они есть в России.

Немецкая подводная лодка U-864 была потоплена вблизи Бергена 9 февраля 1945 года. После того, как в 2003 году совместная экспедиция ВМС Норвегии и британского Национального морского музея обнаружила в западной Норвегии, недалеко от острова Федье, в самой середине Северного моря на глубине около 150 метров ее корпус, было принято решение о ее поднятии и захоронении. Однако тогда еще никто не знал об опасной «начинке», находящейся на борту субмарины.

Название изображения

- Информация о 65-тоннах металлической ртути в почти 2 тысячах стальных бутылках была найдена в британских архивах, рассекреченных лишь 6 лет назад, – рассказывает руководитель Центра экологического консалтинга и мониторинга «Помор» Тимофей Суровцев. – Есть также данные о том, что вместе с ртутью на борту потопленной подлодки находятся еще и 2 тонны оксида урана.

Правительство Норвегии приняло решение захоронить подлодку на месте гибели, накрыв ее своеобразным саркофагом из слоя песка и камней. Однако эксперты не без оснований считают, что это решение — худшее из возможных. В этом абсолютно уверены эксперты норвежской экологической организации «Зеленые воины». Они справедливо сомневается в эффективности и безопасности такого исхода.

- Покрытие из песка и камня не исключает утечку в долгосрочной перспективе, – предупреждает местные власти руководитель «зеленых» Курт Оддекалв. - Норвегия просто не обладает опытом обращения с выбросами ртути, которая в контакте с морской водой образует крайне токсичный хлорид ртути. Кроме того, когда ртуть вступает в контакт с углеродом и другими органическими веществами, образуется очень опасный нейротоксин метилртуть.

Норвежский экоэксперт более 30 лет занимается различными проблемами загрязнения. По его словам, метилртуть заражает морские организмы, накапливается в рыбьем жире и попадает в морепродукты, которые мы едим. Наибольшая концентрация этого нейротоксина достигается в организме человека. Яд проникает в центральную нервную систему и может вызвать серьезное повреждение мозга и почечную недостаточность. «Мы не хотим новых пандемий Минамата», — утверждает Курт Оддекалв, ccылаясь на сильное загрязнение ртутью, длившееся десятилетиями в заливе Минамата в Японии. Тогда более 3000 человек пострадали в результате употребления в пищу рыбы, полной метилртути.

Подводная лодка U-864 на сегодняшний день является крупнейшим в мире отдельным морским источником ртутного загрязнения. Эксперты Союза зеленых Норвегии требуют, чтобы норвежские власти отменили решение о захоронении и выступают за поднятие судна и находящейся на нем ртути, а также за очищение морского дна от вытекшей ртути.

- Мы надеемся. – говорит Курт Оддекалв. - что Россия поможет нам сосредоточиться на решении проблемы загрязнения в Норвегии, так же как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 1990-х годах. Норвежским властям в лице премьер-министра Эрне Сульберг необходимо объяснить, что это – не только личное дело королевства. Международное сообщество очень обеспокоено наличием такого крупного источника загрязнения и не уверено в эффективности и безопасности процедур, которые местные власти планируют принять для его локализации. Мы не знаем точного количества оксида урана, который может оказаться на судне. А его может быть и более 2 тонн. Мы знаем, что подводная лодка U-234, отправленная в Японию после гибели U-864, несла 560 кг оксида урана. Лодку перехватили американцы, а оксид урана был позже обогащен и использовался в качестве материала в ядерных бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Сегодня существует реальная опасность распространения метилртути во всем Северном море, при этом мы очень критично относимся к идее подводного захоронения подлодки под слоем песком и камня. Эрозия и морские грунтовые животные будут распространять метилртуть, а потенциальные землетрясения могут разрушить покров, что приведёт к неконтролируемому распространению яда.

По словам экологов, подводная лодка также имеет на борту несколько тонн тротила, который может взорваться при обрушении на корпус сотен тонн песка и камня. Взрыв приведет к тому, что ртуть и оксид урана быстро отравят близлежащие районы. Это сразу же сделает необитаемым остров Федье, а через пару недель ртуть попадет и в Россию.

- Мы не хотим, - утверждает глава «Зелёных воинов», - чтобы Норвегия своими необдуманными действиями спровоцировала острое загрязнение, которое отравит Северное море на тысячи лет. Поэтому мы просим, чтобы российские власти связались с правительством Норвегии, с премьер-министром Эрной Сульберг, потребовали прекратить строительство над подлодкой грунтового саркофага и совместными усилиями подняли для надёжного захоронения остатки опасного груза.

Равиль Атжанов

на фото:

Фото 1. U-864 перед выходом в свой единственный и последний поход.

Фото 2. Руководитель Центра экологического консалтинга и мониторинга «Помор» Тимофей Суровцев (слева) и норвежский эколог, глава природоохранной организации «Зеленые воины» Курт Оддекалв. Автор фото – Сергей Шахиджанян