В понедельник стали известны имена лауреатов Нобелевской премии этого года по экономике. Ими оказались британский экономист Оливер Харт, работающий сейчас в Гарвардском университете, и его финский коллега Бенгт Хольмстрём, сотрудник Массачусетского технологического института. Престижнейшей награды они удостоились за свой крупный вклад в развитие теории контрактов. Разбираемся, что это такое, и в чем важность работ Харта и Хольмстрёма.
Что такое теория контрактов
Это одна из самых молодых, но при этом бурно развивающихся областей современной экономической теории, которая изучает закономерности заключения контрактов между экономическими агентами, и способами их (контрактов) оптимизации. Эта теория важна, потому что именно огромное количество контрактов, заключаемых между госорганами, компаниями, их сотрудниками и клиентами, скрепляет современную экономику, и позволяет ей эффективно работать.
Можно, впрочем, взглянуть и еще шире. Поскольку экономика как наука в конечном счете изучает любую целенаправленную деятельность людей, «экономическими агентами» могут быть не только две компании, но и, например, два человека, вступающие в брак, или вуз и абитуриент, который поступает в него учиться. Во всех этих случаях между сторонами заключается формальный или неформальный контракт, или просто начинает действовать непроговоренное соглашение, основанное на общих конвенциях. Так что теория контрактов может применяться и в таких областях.
Неудивительно,что «трудно найти раздел в экономике, в котором не использовались бы достижения теории контрактов», как писал в своей подробной статье на эту тему известный российский экономист Сергей Гуриев. Теория контрактов активно изучается на экономических факультетах всех ведущих университетов мира,
Что открыли Хольмстрём и Харт
Как объясняется в пресс-релизе Нобелевского комитета, Хольмстрём в своих работах конца 1970-х гг. (то есть на заре существования теории контрактов) выдвинул «принцип информативности». Вкратце его суть такова: владельцы (акционеры) компании не могут быть всегда полностью осведомлены абсолютно обо всех действиях нанятого ими топ-менеджера (например, исполнительного директора). Как же тогда определять размер его вознаграждения? Как показал Хольмстрём, на основе информации, которую владельцы получают о результатах его работы. При этом важно добиться в контракте правильного баланса между рисками и стимулами обеих сторон.
В дальнейшем Хольмстрём применил свой принцип к большому числу реальных ситуаций, возникающих в бизнесе. Например, когда сотрудники поощряются не только деньгами, но и карьерным ростом; когда менеджерам приходится параллельно решать множество задач (что их работодатели, опять же, не всегда могут полностью отследить) или когда часть работников манкируют своими обязанностями, пожиная плоды работы коллег.
Харт же чуть позже, уже в 1980-х, обратил внимание на так называемые «неполные контракты», в которых не до конца прописаны все ситуации, которые могут возникнуть в процессе сотрудничества. Поскольку предусмотреть все невозможно, каждый контракт в чем-то неполон; в этой ситуации особенно важно прописать в контрактах, какая сторона должна принимать решения в различных непредвиденных ситуациях, кто и в какой мере несет ответственность и тратит ресурсы.
Почему это важно
Конечно, практические применения разработок Хольмстрёма и Харта гораздо шире, чем можно понять из этого краткого описания: они включают в себя, в том числе, оптимизацию работы франшиз, приватизацию госпредприятий, выбор между частными и государственными тюрьмами и многое другое.
«Раньше контракты менеджеров корпораций писались плохо, теперь — лучше. Например, контракт менеджера мог зависеть от курса акций, но выяснилось, что если вся отрасль работает хорошо, то даже самый плохой менеджер выиграет, — пишет Сергей Гуриев. —Только в последние десятилетия менеджерам стали записывать в контракт относительные достижения: если вы работаете в нефтяной отрасли, важно не то, насколько выросли ваши акции, а как они выросли по сравнению с акциями других нефтяных компаний».
В общем, труды лауреатов Нобелевской премии по экономике этого
года помогли заключать более продуманные, эффективные и
сбалансированные контракты — что, как мы уже знаем, чрезвычайно
важно, в условиях все усложняющейся мировой экономики и локальных
и трансграничных систем соглашений. Кроме того, их разработки
можно применять и в частной жизни — например, при
заключении брачных контрактов. Так что важность достижений Харта
и Хольмстрёма трудно переоценить.
P.S. Кстати, получение Хольмстрёмом Нобелевской премии было
предсказано ещё в 2010 году. И не кем попало, а персонажами
мультсериала «Симпсоны». В первой серии 22 сезона Лиза
Симпсон, Милхаус, Мартин Принс и их одноклассник по
прозвищу «База данных» смотрят трансляцию объявления
нобелевских лауреатов из Стокгольма, и делают свои ставки на
специальных листках. Милхаус отмечает Хольмстрёма,
а «База данных» — Бернарда Феринга, который на прошлой
неделе получил Нобелевскую премию по химии за
молекулярные машины.