Шипохвостую белку рода Zenkerella давно никто не видел живой. Это млекопитающее остается одним из самых малоизученных существ на Земле. Недавно ученым из США повезло, они обнаружили три погибших шипохвоста. О своем открытии они сообщили в журнале PeerJ, пишет пресс-служба Университета Южной Калифорнии.

Белки вида Zenkerella обитают в Конго, Центрально-Африканской республике и Камеруне. Она очень редка, поэтому о ее образе жизни мало что известно. Последний раз биологи слышали о живой зенкерелле лет двадцать назад. В музеях мира хранится всего 11 останков этих животных. Теперь к ним прибавились еще три экземпляра.

«Зенкереллу можно рассматривать как Ультра-покемона, которого ученые все еще не поймали. Вероятно, шипохвост показывается посреди ночи, глубоко в джунглях центральной Африки и может проводить большую часть времени, сидя высокого на деревьях, где его сложно заметить», — сказал ведущий автор работы Эрик Сейфферт (Erik Seiffert), профессор клеточной и нейробиологии в Медицинской школе Кек.

Свежие трупики белок позволили ученым впервые изучить их ДНК. Они взяли гены из клеток щеки. Затем сравнили результаты с большим числом образцом ДНК других грызунов в онлайновой базе данных GenBank, которая включает все подотряды и семейства грызунов. На основании этого удалось определить, что, вопреки ожиданиям, Zenkerella — очень дальний родственник двух шипохвостов с тесемкой между ногами и плечами, которые позволяют им планировать с дерева на дерево.

Таким образом Zenkerella, которые не умеют планировать, нужно отнести в новое семейство Zenkerellidae. Все три найденных тушки принадлежат надсемейству Anomaluroidea, отчасти потому что они все имеют набор накладок на концах хвостов, которые обеспечивают поддержку и сцепление во время лазания по деревьям.

Всего пять видов из всех живущих ныне млекопитающих представляют собой единственных выживших в своем роде. Из них только шипохвост, соневидный опоссум и перохвостая тупайя имеют статус живых ископаемых, потому что они близко напоминают своих вымершие предков, то есть изменения видов на протяжении эпох оказались минимальны. «Это удивительная история выживания. В отличие от Zenkerella те пять других одиночных выживших видов млекопитающих очень хорошо изучены. Сейчас мы только начинаем работать над базовым описанием анатомии белки. Забавно думать, что могут быть другие неуловимые видов млекопитающих там, глубоко в тропических лесах Центральной Африки, которые будут новыми для науки», — сказал Сейфферт.

[На фотографии: второй кземпляр самца Zenkerella insignis, найденный около деревни Урека на острове Биоко, у западного побережья Африки. Steven Heritage]