Каждый год в начале декабря мы с нетерпением ждем новогодних праздников, сетуя на то, что год пролетел, а мы так и не успели записаться в спортзал, выучить английский и прочитать десяток книг (нужное подчеркнуть). Кто-то начинает спорить, ну, как же — год невыносимо тянулся и кажется, что прошла уже целая вечность. Как бы там ни было, восприятие искажения времени проявляется у всех по-разному. Кстати, для обозначения таких искажений придуман специальный термин — дисторсия времени. Он означает изменение в восприятии времени, при котором оно может ощущаться растянутым или сжатым, несмотря на фактическую длину временного отрезка. Вспомните дальние поездки. Обратный путь, как правило, кажется короче по времени и расстоянию.

Исследователь Клодия Хэммонд в книге «Искажённое время: особенности восприятия времени» (Time Warped: Unlocking the Mysteries of Time Perception) дает объяснение этому феномену: в начале пути мы не знаем конкретной длины нашей дороги и оцениваем дистанцию, исходя из других сигналов — например, сколько новых воспоминаний мы получили. Когда мы отправляемся в какое-то новое место, поездка кажется дольше, чем на обратном пути, потому что мы видим множество новых вещей. На обратном же пути мы просто распознаём ориентиры и не занимаемся кодированием новых воспоминаний, поэтому наш мозг думает, что время и пространство — короче.

Скорее всего, тот же эффект, основанный на впечатлениях и воспоминаниях, работает в отношении года. Если год был насыщенным, полным разнообразных позитивных событий и впечатлений, нам кажется, что он проносится за одно мгновение. Но если год поглотила рутина, а еще хуже негативный опыт, то время может тянуться невыносимо долго. Автор надеется, что в сложном 2020 году в вашей жизни было всё-таки больше хороших воспоминаний, чем плохих. А 2021 год точно будет лучше.

Попробуем немного отвлечься от праздничных салатов и пофантазировать о праздновании Нового года, например, на других планетах. А что? Многие ученые всё чаще говорят о такой возможности, приглядываясь к Марсу, Венере и спутникам газовых гигантов.

Так вот, представьте, что через несколько сотен лет человечество построит-таки орбитальные или наземные базы на каждой или возле каждой из планет. Как часто Новый год с елкой и подарками будут встречать венерианцы или жители спутников Сатурна или Юпитера? И кстати, такие идеи действительно обсуждаются. Дальнейшие исследования, посвященные спутникам газовых гигантов, возможно, откроют новые возможности для землян.

На самом же деле год на Земле измеряется на основе расстояния от нашей планеты до Солнца. Проще говоря, год на Земле — это время, которое требуется для совершения одного оборота планеты вокруг светила. Эта же характеристика может быть применима для других планет Солнечной системы.

Самая ближайшая к Солнцу планета — Меркурий. Для полного оборота вокруг звезды ему требуется около 88 земных суток. Пока земляне буду ждать следующего Нового года на протяжении 12 месяцев, счастливые меркурианцы будут праздновать каждые 2,5 месяца! Елку можно и не убирать. Только вот уж загвоздка — придумать столько вариантов для подарков родным и друзьям — задачка не из легких.

Венерианцы — менее искушенный народ. Год на планете длится около 225 дней. Именно за это время планета совершает 1 оборот вокруг звезды. Часто Венеру называют сестрой Земли и не зря. По размерам Венера довольно близка к Земле. Радиус планеты равен 6051,8 км (95 % земного), масса — 4,87⋅1024 кг (81,5 % земной). Ускорение свободного падения равно 8,87 м/с², вторая космическая скорость — 10,36 км/с. Для Земли вторая космическая скорость равна 11,2 км/с. "А что еще нужно для жизни?", — спросит вдумчивый читатель.

Да только с климатом на Венере — беда. Атмосфера Венеры, самая плотная среди планет земной группы, состоит главным образом из углекислого газа. Поверхность планеты полностью скрывают облака серной кислоты, непрозрачные в видимом свете. Споры о том, что находится под густой облачностью Венеры, продолжались вплоть до XX века. А еще давление — оно на поверхности Венеры в 92 раза больше, чем на Земле. Все эти характеристики мы узнали благодаря исследованиям, в том числе с помощью космических аппаратов. Венера интенсивно исследовалась советскими и американскими космическими аппаратами начиная с 1960-х годов. Первым аппаратом, предназначавшимся для изучения Венеры, была советская «Венера-1», запущенная 12 февраля 1961 года. Однако первая попытка оказалась неудачной. После этого к планете направлялись советские аппараты серии «Венера», «Вега», американские «Маринер», «Пионер-Венера-1», «Пионер-Венера-2». В 1975 году космические аппараты «Венера-9» и «Венера-10» передали на Землю первые фотографии поверхности Венеры, а в 1982 году «Венера-13» и «Венера-14» передали с поверхности Венеры цветные изображения. Впрочем, условия на поверхности Венеры настолько негостеприимные, что ни один из космических аппаратов не проработал на планете более двух часов.

Сразу после Земли, где мы совсем недавно встретили Новый год, следует Марс. Марсианам не повезло. Отмечать Новый год придется раз в 687 дней. Именно столько требуется красной планете, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца. Автор предлагает марсианам схитрить и праздновать Новый год, основываясь на земном календаре.

Марс сам по себе — достаточно маленькая планета. Радиус Марса в два раза меньше земного, зато по площади планета равна всем земным континентам, вместе взятым. Марс всерьез рассматривают в качестве территории для строительства базы. Эти идеи были описаны в книге и одноименном фильме "Марсианин", где героя Мэтта Деймона буквально забыли на красной планете. Но герой не отчаялся и стал выращивать картошку.

На деле климат на Марсе совсем не подходит для жизни, тем более для выращивания картошки и других культур. Среднегодовая температура на красной планете -63 градуса Цельсия, примерно как на антарктической станции «Восток». Причина поистине лютого мороза на Марсе — атмосфера, которая в 150 раз разреженнее земной. При такой тонкой газовой оболочке парниковый эффект очень слабый, отчего на планете очень холодно. Проблему можно решить, если приблизить климатические условия на Марсе к земному климату — этот процесс называют терраформированием. Такие идеи также высказываются, но по оценкам ученых, у нас еще слишком мало ресурсов для подобных проектов. Да и на Земле есть проблемы помасштабнее...

Всё, что дальше Марса, по мнению автора, совершенно не подходит для празднования Нового года. На Юпитере праздника придется ждать 12 лет (4380 дней), на Сатурне вообще можно состариться или повзрослеть, пока дождешься новогоднего подарка — год здесь равен 30 земным годам (10 950 дням). Ну а про Уран или Нептун с Плутоном вообще можно забыть. Новогоднюю вечеринку там не закатишь. Ведь Уран делает оборот вокруг Солнца за 84 года, Нептун — за 165 лет, а Плутон за 248 лет.

Если ждать столько времени вам не хочется, а новогоднего настроения хоть отбавляй, то стоит отправиться на МКС, где, по мнению многих людей, космонавты и астронавты встречают Новый год 16 раз! Именно столько витков совершает станция за сутки. Но спешим вас огорчить — на деле всё не так. Российский космонавт Сергей Рязанский рассказал, что жители станции встречают Новый год по принципу "кто из какой страны, по их времени и отмечаем". К примеру, если на станции находятся представители России, США, Европы, Канады или Японии, то экипаж отмечает Новый год, когда праздник наступает в тех странах, откуда родом космонавты или астронавты.

И, конечно, не обходится без праздничного стола и другого значимого атрибута — салата оливье. Российский космонавт Антон Шкаплеров вспоминает: "Стараемся по-земному отметить, оливье приготовить. Обязательно мандарины, а бывало, что и черную икру нам присылали на Новый год". Космонавт также отметил, что 1 января у экипажа всегда выходной. Встретив Новый год, обитатели станции вручают друг другу подарки, смотрят, какие новогодние сюрпризы приготовили семьи, российские члены экипажа смотрят поздравление президента и, подняв тары с соком, слушают бой кремлевских курантов.

И если обитатели МКС пытаются максимально приблизиться к празднованию как на Земле, сотрудники антарктической станции "Восток" не могут себе этого позволить. Кстати, станция "Восток" построена на одноименном реликтовом озере, скрытым огромным слоем льда. Озеро по праву считают капсулой времени. Ученые уверены, что озеро Восток существовало до обледенения материка. А это значит, что в нем могут потенциально храниться потомки древних организмов, которые обитали здесь до обледенения. Озером интересуются и космологи. Антарктическое озеро — настоящая модель водоема на других планетах и их спутниках, где подо льдом могла зародиться жизнь.

Так вот полярники изучают лед над этим озером, бурят скважины, пытаясь выяснить, есть ли в водоеме жизнь, а также проводят другие значимые исследования. Смена длится 1,5 года. Полярник приезжает на смену в ноябре, а уезжает в феврале. Получается, что за одну смену он празднует сразу два Новых года. Например, приезжает в ноябре 2018-го, а улетает только в феврале 2020-го. И пока вся страна готовится праздновать Новый год, полярники активно работают, потому что именно в это время в Антарктиде наступает полярное лето. Температура поднимается до -25 градусов, а значит обитатели "Востока" бурят скважины, проводят гляциологические исследования.

Поэтому 31 декабря полярники проводят в трудах. Им, к сожалению, не до праздников. Но праздничный стол, пусть и скромный, всё равно накрывают. Разница во времени между Антарктидой и Москвой — 4 часа, поэтому когда в столице уже отзвучали все тосты и праздничный салют, в Антарктиде только начинают готовиться к встрече Нового года.

Самая важная часть праздника — звонок близким. Дело в том, что на полярной станции используют специальный спутниковый телефон. Один на 20 человек. Поэтому при наступлении Нового года все выстраиваются в очередь, чтобы сказать близким слова любви.

А что же на Северном полюсе? Именно он всегда считался родиной Деда Мороза. Напомним, что Новый год в нашей стране встречают 11 раз. Первыми — население Камчатки, последними — жители Калининграда. Но есть в России и коренные народы Севера, которые продолжают следовать традициям празднования Нового года. Так, чукчи празднуют Новый год в день зимнего солнцестояния, в ночь с 21 на 22 декабря. Праздник именуют Пэгытти (с чукотского — «пёстрое скопление»). Название связано с одноименной ритуальной звездой, которая в традиционной астрологии известна как Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды и символизирует начало нового года. С этого момента световой день начинает прирастать.

Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Праздник в данном случае посвящен встречи нового солнца. Цель празднования — проводить старое солнце и встретить новое, а заодно и попросить у духов только самого хорошего в новом году.

Ненцам очень повезло. Они празднуют два новых года — зимний и летний, в ноябре и июне соответственно. Зимний новый год начинается с замерзания воды и гона оленей, а летний — с таяния снегов и отёла оленей. Новогодние празднества также позволяют связаться с духами и попросить у них, чтобы зима была не очень холодной, а в реках было много рыбы.

Возможно, ваши традиции не позволяют вам уповать на духов. Но никогда нельзя забывать, что Новый год для всех — это праздник надежды. Надежды на лучшее, радостное и светлое. С Новым годом, друзья! С Новым счастьем!

ССЫЛКИ:

От чего зависит восприятие времени: загадки искажения. Моноклер

Продолжительность года на разных планетах. Аргументы и факты

Жизнь на Марсе: как последние открытия приближают нас к скорому переезду. Популярная механика / Esquire