За последние годы потепление океана разрушило многие коралловые рифы. Так, в 2016 году погибло 30 процентов кораллов в Большом Барьерном рифе – крупнейшем в Тихом океане. Но некоторые виды все же могут адаптироваться к новым условиям и прожить в более теплых водах еще век или даже два, сообщает международная группа исследователей в PLOS Genetics.

В результате глобального потепления поверхность океанических вод значительно нагревается, тепловые волны становятся все более частым явлением. Экстремально высокие температуры смертельны для некоторых обитателей Мирового океана, среди которых – кораллы. Тепловые волны могут вызвать обесцвечивание этих беспозвоночных. Дело в том, что кораллы живут в симбиозе с симбиотическими водорослями, известными как зооксантеллы, которые обеспечивают кораллы питательными веществами и отвечают за их цвет. Если водоросли погибнут в опасной для себя среде, кораллы в конечном итоге превратятся в белую «кость» и умрут. В экстремальных случаях морские тепловые волны убивают кораллы напрямую, обжигая их. Подобное происходило и в Большом Барьерном рифе, где за прошедшие два года погибло примерно 50 процентов кораллов.

Изменения, которые происходят в самом крупном тихоокеанском рифе, демонстрируют пример естественного отбора среди его обителей. Несмотря на то что особенно уязвимыми для тепловых волн стали оленерогие кораллы (Acropora millepora), именно этот вид может в конечном итоге оказаться одним из устойчивых к климатическим изменениям. Новый анализ показывает, что разветвляющийся, быстрорастущий коралл – главный «строитель» рифов – генетически достаточно разнообразен, чтобы прожить еще 100-250 лет, в зависимости от того, насколько быстро планета будет нагреваться. Другие исследования ранее предполагали, что коралловые рифы могут не дожить даже до начала следующего столетия.

Оленерогие кораллы распространены по всему Большому Барьерному Рифу, хотя воды в его северной части могут быть более чем на 5 градусов по Цельсию теплее, чем на юге. Это означает, что на севере уже существуют генетические варианты кораллов, которые локально адаптированы к более теплой воде. Поскольку область становится слишком горячей для того, чтобы выжить, эти адаптированные к теплу кораллы могли мигрировать, отправив своих личинок, которые оседают в более прохладных местах. Эта стратегия воспроизводства позволяет кораллам быстро пустить корни в более подходящих местах обитания, не ожидая генетических мутаций.

Если кораллы должны передвигаться, чтобы найти себе более подходящее жилище, люди должны задуматься о том, как можно соединить рифы, чтобы миграция произошла легче. Это важно не только для сохранения биоразнообразия Мирового океана. То, что происходит с коралловыми рифами, затрагивает обширные подводные экосистемы, а также сотни миллионов людей, которые зависят от этих экосистем, – например, тех, кто живет в основном за счет рыбного промысла.

Ученые настроены оптимистично: их исследование показывает, что еще не все потеряно, некоторые виды кораллов способны адаптироваться к новым условиям. У людей еще есть время, чтобы успеть принять соответствующие меры, – прежде чем кораллы начнут вымирать.

[Фото: Science News]