Исследование, проведенное археологами из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), впервые показывает, что неандертальцы делали копья, с помощью которых можно было охотиться на крупных животных, не подходя близко к ним. Об этом сообщается на странице колледжа.

Специалисты изучили характеристики Шёнингенских копий, возраст которых оценивается в 300 тысяч лет. Это восемь копий из дерева, которые были обнаружены во время раскопок в 1994-1998 годах в неглубокой шахте по добыче бурого угля в Шёнингене (Германия). Копья считаются самыми древними полностью сохранившимися образцами оружия для охоты. Ученые пытались определить, могут ли метатели копья использовать их для поражения цели на расстоянии.

Для этого был проведен эксперимент, в котором приняли участие шесть атлетов – метателей копий. Специально для исследования Оуэн О'Доннелл (Owen O'Donnell), выпускник Института археологии Калифорнийского университета (США), делал копии древнего оружия вручную, используя металлические инструменты. Орудия были изготовлены из норвежской ели, выращенной в Великобритании. На заключительном этапе обработки металлические инструменты заменили на каменные – чтобы поверхность «копии» точно соответствовала описанию поверхности деревянного древнего копья. Самыми удачными изделиями стали два копья весом 760 и 800 граммов.

Атлеты продемонстрировали, что с помощью такого орудия цель может быть поражена на расстоянии до 20 метров. Вес копий Шенингена ранее заставлял ученых полагать, что копье невозможно метнуть со значительной скоростью. Тем не менее, исследование показывает, что баланс веса и скорость, с которой спортсмены могут бросать их, производит достаточно кинетической энергии, чтобы поразить цель.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

[Фото: ANNEMIEKE MILKS, UCL]