Институт общей генетики (ИОГен) РАН накануне посетил государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота. Ведущие генетики ИОГен РАН и партнёрских институтов ФАНО обсудили с ним ход подготовки российско-белорусской программы «ДНК–идентификация» («Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства»), которая реализуется по инициативе Следственного комитета РФ.

Интерес учёных к этим возможностям можно понять. Так, на протяжении нескольких лет в Новосибирске продолжались нападения на девочек, но следователи никак не могли выйти на след преступника, действовавшего в разных районах огромного города. В их распоряжении имелась даже его ДНК, однако, в базах криминалистов аналогичных образцов не было, и подсказать, где искать преступника они не могли.

Специалисты томского Института медицинской генетики СО РАН, к которым обратились сыщики, провели более детальный анализ ДНК и выяснили, что её обладатель является выходцем из Баргузинского района Бурятии. Это позволило резко сузить круг подозреваемых, и через две недели преступник, жертвами которого стали как минимум девять детей, был задержан.

Другой пример: проведенный в ИОГен РАН генетический анализ образцов с места преступления помог криминалистам при выяснении личности преступника, совершившего в 2011 году теракт в подмосковном аэропорту Домодедово, о чём рассказал на встрече директор института Николай Янковский. А в Красноярске с помощью генетического анализа была раскрыта серия громких квартирных краж.

Тут нет никакой магии: известно, что

из 3 миллиалрдов нуклеотидов, которые составляют геном человека, около 3 миллионов (каждый тысячный) являются уникальными, определяя его индивидуальные особенности.

Именно эти отличия делают геном уникальным и позволяют идентифицировать личность его носителя.

Одни нуклеотидные замены возникли в далеком прошлом и сохранились в череде поколений, широко разойдясь в популяции, другие имеют более позднее происхождение и встречаются лишь у небольшой части людей. Поэтому чем ближе родство между двумя людьми, тем более схожими будут их генотипы, а различные варианты ясно структурируются по географии. Это позволяет генетикам восстанавливать точные генеалогические связи людей и популяций.

Пока что такая криминалистическая работа недостаточно продуктивна. По словам участвовавшего в мероприятии главы Института медицинской генетики СО РАН Вадима Степанова, из более чем 30-ти запросов на проведение анализа ДНК подозреваемых в тяжких преступлениях, поступивших в их институт, лишь в 20% случаев генетикам удалось установить регион происхождения преступника, дав следователям важные указания. Ещё примерно в 40% случаев были обнаружены указания на обширные регионы, будь то Кавказ, Северная Сибирь или Средняя Азия, а в 40% случаев полезных в расследовании сведений не удаётся получить совсем.

Успех приходит тогда, когда следы ведут в уже изученные генетиками регионы, а они составляют относительно небольшую часть территории страны. Кроме того, во многих случаях обнаруженной на месте преступления ДНК так мало, что до её анализа дело даже не доходит. Однако такая ситуация разрешима.

Первая проблема, как считает Вадим Степанов, состоит в недостаточной проработанности методики, которая требует поиска новых геномных маркеров, обладающих высокой этно-территориальной специфичностью – иначе говоря, участков ДНК, изменчивость которых максимально коррелирует с национальностью и местом происхождения человека. Кроме того, маркеры, на которые сейчас опираются российские генетики, расположены в половой Y-хромосоме, позволяя работать лишь с геномом преступников-мужчин.

При выборе новых, более надёжных, информативных и полонезависимых маркеров, понадобится собрать максимально полные данные об их распределении у разных народов, жителей разных регионов и районов России и Беларуси. В идеале эта работа должна быть проведена и в сопредельных государствах. По замечанию участвовавшей во встрече Ольги Курбатовой, руководителя группы демографической генетики лаборатории популяционной генетики ИОГен РАН, преступность концентрируется в мегаполисах, привлекающих массы мигрантов не только из Союзного государства, но и из соседних стран.

Но и на этом учёные останавливаться не собираются. Геном любого человека содержит огромные количества информации, надо лишь научиться её извлекать. В некоторых исследованиях уже показана возможность выяснять по ДНК такие признаки, как цвет глаз или волос, – сведения, которые способны оказать неоценимую помощь следователям, а значит, и всем законопослушным гражданам.

Лишь опираясь на все эти данные, генетики смогут перейти к окончательной отработке методики и созданию специализированных программных продуктов, которыми будут пользоваться практики-криминалисты. Именно на это направлена программа «ДНК-идентификация», состояние и перспективы которой учёные обсудили с Григорием Рапотой.

По словам директора ИОГен РАН Николая Янковского, в ближайшие месяцы программу планируется согласовать со всеми заинтересованными ведомствами (прежде всего, с министерством финансов), и осенью представить на рассмотрение правительства. Если все будет развиваться по расписанию, с 2016 года учёные приступят к её реализации.

Отдельное внимание на встрече уделили вопросу импортозамещения для проведения генетических экспертиз. Сегодня, когда необходимые для этой работы зарубежные препараты проходят по категории изделий для криминалистической деятельности, эксперты Миндзрава и МВД могут оказаться даже под уголовным преследованием. Из-за противоречий в законодательстве им остаётся сложный выбор – либо нарушить закон, либо остановить свою работу. Учёные призвали госсекретаря Союзного государства содействовать скорейшему разрешению этой коллизии.

Фишман Роман