Амур ― большая трансграничная река, протекающая на территории четырех государств. Богатое биоразнообразие, уникальное расположение и экономическая привлекательность делают эту водную артерию интереснейшим объектом для изучения. Сегодня, в Международный день рек, о современном состоянии Амура корреспонденту «Научной России» рассказывает директор Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Мария Викторовна Крюкова.
Справка. Мария Викторовна Крюкова ― доктор биологических наук, директор обособленного подразделения Хабаровского федерального исследовательского центра Дальневосточного отделения РАН ― Института водных и экологических проблем (ИВЭП), старейшего академического института на территории Хабаровского края; лауреат конкурса «Выдающиеся доктора и кандидаты наук Российской академии наук», проведенного Благотворительным фондом содействия науки в 2006 и 2007 гг.
― Как в процентном соотношении распределяется территория реки Амур?
― Общая площадь бассейна Амура составляет более 18 млн км2. Более половины этой территории, примерно 1 млн км2, находится в России. На долю Китая приходится 820 тыс. км2, и еще меньше, порядка 32 тыс. км2, принадлежит Монголии. Совсем маленькая часть, менее 15 км2 (прибрежная часть озера Чхонджи в истоках реки Сунгари), входит в состав Северной Кореи.
Такое расположение делает Амур уникальным: это не просто трансграничная река, которых в России насчитываются десятки, а важнейшая водная артерия, соединяющая четыре государства с разными населением, культурой, экономикой и т.д.
― Что можно сказать о биоразнообразии Амура? Оно тоже уникально?
― Действительно, эта трансграничная река, имеющая сложное географическое положение и пересекающая несколько природных зон и подзон, знаменита своим большим биоразнообразием. Верховья Амура начинаются в степных и лесостепных просторах Монголии и Забайкалья, и затем река протекает по территории, покрытой широколиственными и хвойно-широколиственными лесами Хабаровского и Приморского краев и Еврейской автономной области. В северной части Приамурья хвойно-широколиственные леса контактируют с таежными биомами темнохвойных и лиственничных лесов ― это бóльшая часть Амурской области и Хабаровского края. В бассейне реки Амур, протекающей в субширотном направлении в западной части и в субмеридиональном в восточной, благодаря ее необычному географическому расположению сформировались уникальные флора и фауна.
― Правда ли, что самое большое количество видов рыб в России сосредоточено именно в Амуре? Есть ли среди них эндемы бассейна реки Амур?
― Да, в бассейне реки Амур насчитывают 139 видов рыб. Среди них есть и эндемичные, например сом Солдатова, черный амурский лещ, лещевидная горбушка, косатка-крошка, буреинский хариус и др.
Эндемизм ― характерная черта биологического разнообразия бассейна реки Амур, но его показатели тем не менее не столь высоки и достигают всего лишь 7–8% в животном мире Амура и 12–13% в царстве растений.
Эндемичные представители наземной фауны: реликтовый усач, хохлатка тукурингрская, подкузнечик роющий, амурский лесной кот, дальневосточная черепаха, эворонская полевка, амурская долгохвостка, красноногий ибис, дальневосточный аист, чешуйчатый крохаль и многие другие. Эндемичных видов растений еще больше: представитель дендрофлоры тополь амурский, произрастающий всего в нескольких местах в южной части Хабаровского края, кустарники микробиота перекрестопарная и пентактина Шлотгауэр, названная в честь моего учителя, известного ботаника-флориста Светланы Дмитриевны Шлотгауэр, травянистые растения ― астра Ворошилова, эдельвейс Благовещенского, таран реликтовый, хохлатка горинская, камнеломка сихотэ-алиньская и сотни других представителей флоры.
Большинство эндемичных видов растений и животных широко распространены в бассейне реки, часть из них сосредоточены в узко локализованных очагах видообразования.
― Наверное, не зря Амур называют Амазонкой Азии…
― Такого биоразнообразия, как на Амазонке, у нас, конечно, нет. Амазонка все-таки протекает в тропиках, где леса намного разнообразнее и имеют выраженную, богатую видами вертикальную ярусность. Биота в водах, джунглях по берегам и в горах Амазонки известна высокими индексами эндемизма. В бассейне Амура эндемизм выражен намного слабее не только из-за более сурового климата, но и вследствие особенностей развития биоты в Приамурье. Анализ таксономической структуры флоры и фауны региона показывает, что в их формировании главную роль играли миграционные процессы, происходящие в различные геологические периоды. Центров автохтонного (местного) формирования родов животных и растений в бассейне Амура мало, и они ограничены локальными территориями, связанными прежде всего с горными поднятиями.
― Много ли среди амурских эндемиков видов, находящихся под угрозой исчезновения?
― Достаточно много. Почти половина всех животных и до 20% растений, охраняемых в регионе, ― эндемы бассейна реки Амур. Часть этих объектов изначально имеют естественную низкую численность; некоторые ― это южные теплолюбивые виды, находящиеся в российской части бассейна реки Амур на северной границе своего распространения, другие привязаны к строго определенным экологическим условиям и типам местообитаний и встречаются нам крайне редко.
Среди редких и охраняемых эндемичных видов в категории «находящиеся под угрозой исчезновения» преобладают растения. Животные, как правило, располагают более широким ареалом и при возникновении каких-либо угроз имеют больше шансов избежать их, просто уйдя от опасности. Растения же, будучи привязаны к определенному месту, более уязвимы. Некоторые из них мы уже потеряли безвозвратно.
Так, при строительстве моста через реку Амур напротив Комсомольска-на-Амуре было утрачено единственное место произрастания овсяницы амурской, известной только по нескольким экземплярам, по которым был описан вид.
― Какие меры принимаются, чтобы сохранить биоразнообразие? Какие совместные экологические проекты сегодня ведутся с Китаем?
― Взаимодействие с Китаем в области изучения и охраны окружающей среды и биологического разнообразия имеет давние корни. Главные нормативные документы, регулирующие наше сотрудничество, были приняты в 1990-х гг. с признанием КНР Российской Федерации в качестве правопреемника СССР и подписанием в 1992 г. Соглашения между правительствами РФ и КНР о торгово-экономических отношениях. В тот период было подписано большое количество новых документов, регулирующих различные сферы взаимодействия: торгово-экономические отношения, правовую помощь по гражданским и уголовным делам, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области туризма и т.д. Были приняты отдельные документы, координирующие взаимные действия по охране амурского тигра (1997), перелетных птиц и мест их обитания (2013), особо охраняемых природных территорий (Соглашение о заповеднике «Озеро Ханка», 2013) и т.д. Были также подписаны соглашения о сотрудничестве в области охраны и исследования природной среды между приграничными заповедниками «Большехехцирский» и «Саньцзян» (2001) и заповедниками «Бастак» и «Хунхэ» (2014). Эти совместные действия имеют большое значение для сохранения уязвимых видов животных, поскольку многие из них легко перемещаются через границу.
― А Монголия участвует в этом сотрудничестве?
― Не так активно, как Китай, к сожалению. Монголия больше заинтересована в контактах с учеными из Забайкалья, Сибири и приграничных районов Китая, где действуют свои соглашения для целого ряда уникальных видов животных и растений, нуждающихся в защите.
― Какие из российско-китайских проектов по охране окружающей среды будут реализованы в 2024 г.?
― В Хабаровском крае накоплен большой опыт совместного решения экологических проблем. Наш регион, располагающийся в нижнем течении Амура, оказался реципиентом негативных последствий природопользования в бассейне реки. В связи с этим руководство края выступало инициатором обращений в правительство РФ, переговоров с КНР о необходимости охраны и рационального природопользования в бассейне Амура. Одно из наших актуальных соглашений было подписано между министерством природных ресурсов Хабаровского края и департаментом охраны окружающей среды Народного правительства провинции Хэйлунцзян КНР и касается борьбы с пожарами. Проблема пожаров становится особенно острой в летний и осенний периоды, когда на территории Китая уже убраны поля и выжигаются сельскохозяйственные угодья, чтобы освободить площади от старых растений. В это время из-за того, что обширные площади охвачены пожарами, облака дыма накрывают населенные пункты Хабаровского и Приморского края, Еврейской автономной области. Жители этих населенных пунктов дышат задымленным воздухом, что негативно сказывается на их здоровье. Правительство Хабаровского края ведет активный диалог с нашими соседями. Организован обмен информацией о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха, по результатам которого китайская сторона принимает меры по усилению контроля над проведением мероприятий по комплексному использованию стерни и стеблей сельскохозяйственных культур, их переломом и запахиванием на сельскохозяйственных полях после сбора урожая для предотвращения возникновения пожароопасной ситуации. Ведется работа с населением через СМИ о запрете осенних и весенних поджогов стерни и стеблей.
С конца 1990-х гг. правительство Хабаровского края ведет работу по достижению взаимопонимания в области охраны вод Амура. В феврале 2002 г. по итогам заседания совместной рабочей группы представителей Хабаровского края, Еврейской автономной области и провинции Хэйлунцзян был определен порядок совместного мониторинга вод рек Амура и Уссури. После этого также были приняты другие протоколы, соглашения и программы с Китаем в области мониторинга качества вод в реке Амур. Это очень важная совместная работа для обоих государств, представители которых активно хозяйствуют в бассейне реки. Промышленность Китая развивается очень бурно.
В бассейне Амура на китайской стороне находятся крупные гидроэлектростанции, предприятия по переработке нефти и получению нефтепродуктов, химические предприятия и другие производства. Там также располагаются обширные сельскохозяйственные поля, где применяется большое количество незнакомых нам удобрений, гербицидов, пестицидов.
Проблему загрязнения вод Амура активно начали обсуждать в середине 1990-х гг., когда жители Хабаровского края впервые почувствовали так называемый фенольный запах. Комплексные исследования помогли установить его природу: оказалось, что источником были полиароматические углеводороды из вод притоков Амура, протекающих по территории Китая. Ситуацию обострила авария на химическом перерабатывающем заводе в провинции Цзилинь в 2005 г. В результате этого происшествия в Амур было сброшено порядка 100 т загрязняющих веществ, в том числе опасные для человека нитробензол и бензол. Пятно длиной 80 км двигалось в сторону Хабаровска. Были предприняты колоссальные меры по обеззараживанию воды в реке еще до поступления ее в Амур. В те дни Китай передал нам приборы для определения качества воды, а правительство края закупало активированный уголь для того, чтобы обезвредить воду, поступающую в систему водоснабжения города.
Авария в провинции Цзилинь послужила толчком к более активному международному диалогу и сотрудничеству: был, в частности, организован российско-китайский мониторинг качества трансграничных вод, который продолжался вплоть до 2018 г.
В настоящее время мы стараемся поддерживать научно-исследовательские контакты с институтами и вузами Китая, сложившиеся за последние десятилетия. Так, например, в этом году был подписан очередной меморандум о намерениях, цель которого ― проведение совместных комплексных исследований окружающей среды с Северо-Восточным институтом географии и агроэкологии Китайской академии наук в Чанчуне.
― Возможно ли возобновить упомянутый вами российско-китайский мониторинг качества вод Амура, продолжавшийся более десяти лет?
― Я считаю, что этот проект просто необходимо продолжить. Более того, сейчас актуален и рассматривается вопрос о создании российско-китайских станций по наблюдению на реке Амур. Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН уже отправил свои предложения в правительство РФ, ждем ответа. Идея заключается в том, чтобы организовать международный стационар на острове Большой Уссурийский рядом с Хабаровском, где будут работать исследователи из Китая и России. Важно, чтобы объекты стационара находились и на той и на другой сторонах и ученые могли свободно обмениваться получаемыми данными по качеству воды и воздуха. Эти данные принципиальны для обеспечения безопасного и комфортного проживания россиян на берегах Амура.
― Какова в целом экологическая политика Китая в отношении реки Амур?
― После Цзилиньской аварии 2005 г. Китай очень серьезно задумался о своей репутации как рационально хозяйствующего субъекта и стал проводить различные мероприятия по улучшению качества воды. Миллиарды долларов были потрачены на закрытие загрязняющих предприятий, строительство очистных сооружений и дамб, которые, располагаясь вокруг промышленных объектов, препятствовали бы аварийным сбросам загрязняющих веществ в воду. Это достойная политика, вызывающая уважение. Более того, Китай сейчас ориентирован на создание зеленой экономики. Они заявили, что к 2050 г. полностью перейдут на зеленые виды промышленных предприятий и сократят выбросы парниковых газов.
― Российский Дальний Восток заселен слабо, и численность населения в районе реки Амур во много раз уступает Китаю. Раз так, тогда и антропогенный вклад с нашей стороны гораздо менее ощутим?
― Российское население в районе реки Амур составляет порядка 5 млн человек, в то время как на китайской территории Амура, меньшей по площади, проживает около 100 млн людей. Конечно, наше населенные пункты и промышленные объекты оказывают несоизмеримо меньшее влияние на качество воды и на состояние реки и земель в бассейне Амура. Такая ситуация отчасти была обусловлена закрытием большого количества отечественных производств в 1990-х гг. Сейчас наша промышленность постепенно возрождается, открываются новые заводы, восстанавливаются многие предприятия. Мы наблюдаем развитие этой территории, но говорить о том, что Россия оказывает какое-то глобальное влияние на состояние реки Амур, пока не приходится.
― Помимо антропогенного влияния есть еще климатические факторы. Насколько существенный вклад они вносят?
― Ученые нашего института более 50 лет занимаются климатическими исследованиями в Приамурье. Они отмечают, что за последние 110 лет климат изменился и температура воздуха увеличилась примерно на 0,8 ℃. Это сопоставимо с темпами изменения климата во всем мире. Выявлено сокращение продолжительности зимних сезонов за последнее десятилетие.
На фоне повышения температуры отмечаются уменьшение водности и количества осадков в летний период и увеличение количества осадков в зимний период.
― Я слышала о том, что Амур катастрофически мелеет в районе Хабаровска.
― Когда мы говорим об уменьшении водности в бассейне Амура, неспециалисты обычно очень удивляются: ну как же, ведь мы видели ряд катастрофических наводнений на реке за последние годы? Но на самом деле это связано с определенными циклами чередования высокой и низкой водности в бассейне Амура. Десятилетие, которое только что закончилось, было периодом высокой водности. Эти периоды составляют 10–14 лет и чередуются.
С 2024 г. мы входим в десятилетие пониженной водности. Изменение климата усугубляет эти явления, и они начинают приобретать катастрофический характер.
Обмеление Амура возле Хабаровска связано не только с климатическим, но и с антропогенным влиянием. В начале прошлого столетия были проведены работы по углублению русла реки вблизи поселка Владимировка на противоположном берегу Амура напротив Хабаровска. Постепенно в периоды наводнения река в этом месте промыла через сеть старичных озер новую протоку ― Пемзенскую, и сейчас большáя часть стока реки ушла в эту протоку и протоку Бешеную, причем ушла в буквальном смысле ― отступила от города. Из-за этого в предыдущее десятилетие низкой водности на реке Амур возле Хабаровска действительно были отмечены самые низкие уровни воды: 65 см ― самый низкий показатель за весь период инструментальных наблюдений, а это более 120 лет. Для сравнения: в 2013 г., в год высокой водности, когда проходило самое большое наводнение на Амуре, уровень воды возле города достигал 8 м.
― Какой прогноз по Амуру вы можете дать на ближайшие годы?
― Как я отметила ранее, с этого года мы входим в период низкой водности и будем наблюдать обмеление реки Амур, обмеление водоемов в пойме реки, причем настолько сильное, что это может даже препятствовать судоходству в районе Хабаровского водного узла. Из-за малого количества осадков в летний период и низкой увлажненности почвы мы также можем стать свидетелями пирогенных катастроф в Приамурье. Такая ситуация будет продолжаться до следующего периода высокой водности, который будет отмечен уже большими наводнениями.
― А если говорить не о ближайших десятилетиях, а, скажем, о периоде в 100 лет, то насколько сильно, на ваш взгляд, может измениться облик реки Амур?
― Я надеюсь, что благодаря усилиям человека по сохранению природы облик Амура изменится незначительно. Но, согласно прогнозам, ожидается повышение температуры воздуха в бассейне реки Амур в ближайшие 50 лет еще на 2,5–3 ℃, что равносильно смещению природных зон в равнинной части на 200–300 км к северу, а в горных районах на 200–300 м вверх по вертикали. С сокращением лесных территорий будут расширяться лесостепные ландшафты в западной и центральной частях бассейна Амура, будет отмечаться сокращение площадей темнохвойных лесов в его северной части. Если учитывать наши климатические условия, это скажется на многих направлениях природопользования (особенно на сельском хозяйстве) и на здоровье населения.