В рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» учёные лаборатории оптической тераностики Университета Лобачевского разрабатывают технологии селективной доставки и накопления в опухолях фотолюминесцентных нанопрепаратов.

Фото: пресс-служба ННГУ (Андрей Скворцов)

«Серьёзной проблемой классической химиотерапии являются побочные эффекты – токсичность химиопрепаратов ограничивает дозу их введения и количество сеансов лечения. Большинство известных нанопрепаратов, создаваемых для преодоления этих ограничений, накапливаются в печени и селезёнке, приводя к трудно устранимой токсичности, а эффективность таких лекарств снижают ещё и возрастные изменения в организме», – сообщил руководитель проекта, старший научный сотрудник кафедры биофизики Института биологии и биомедицины ННГУ Евгений Гурьев.

Для эффективной доставки и удержания лекарств в опухолевых очагах учёные Университета Лобачевского предложили вводить наночастицы в брюшную полость.

«Мы предполагаем, что фотолюминесцентные нанокомплексы захватываются перитонеальными клетками и транспортируются в опухолевые очаги, где и остаются на протяжении как минимум нескольких суток. Метод позволяет добиться эффективной доставки нанопрепарата в первичные опухоли и метастазы брюшной полости с минимальным накоплением в здоровых органах и тканях», – сообщил Евгений Гурьев.

Биораспределение частиц нанопрепарата планируется исследовать на модели опухоли яичника человека с использованием лабораторных животных. Наличие в раковых клетках флуоресцентного белка Katushka позволяет проводить прижизненную визуализацию опухоли методом неинвазивного флуоресцентного имиджинга.

По словам Евгения Гурьева, предварительные эксперименты уже показали обнадёживающие результаты: «Нанолекарство преимущественно доставляется в опухолевые очаги и не распространяется по организму. По данным радиометрического и люминесцентного анализа гомогенатов органов и тканей, в опухолях и метастазах накапливается более 70% введённой дозы наночастиц».

Исследования планируется завершить к концу 2023 года.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ННГУ им. Н.И. Лобачевского