Эффективный препарат для защиты саженцев в пробирке от фитопатогенов разработал коллектив ученых НИТУ «МИСиС», Воронежского государственного лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.  Исследование опубликовано в международном научном журнале Nanomaterials.

В состав «витамина» входят наночастицы оксида меди, которые стимулируют иммунитет саженцев и позволяют снизить риск их заражения без использования антибиотиков. Таким образом, обеспечивается стерильность, необходимая для выживания растений «в пробирке».

С помощью клонального размножения in vitro, то есть в пробирке, можно получить новый посадочный материал, генетически идентичный исходному экземпляру. Сложность "пробирочной" технологии заключается в том, что новые растения необходимо создавать и поддерживать в полной стерильности, так как питательная среда фитоклонов идеальна для размножения микроорганизмов. Чтобы снизить риск заражения растений биотехнологи используют антибиотики.

Антибиотики могут оказывать токсичное действие на ткани растений, угнетая их рост и развитие. Кроме того, со временем у микроорганизмов появляется устойчивость к антибиотикам. Безопасной альтернативой может стать использование наночастиц в качестве стерилизующих агентов, считают российские ученые.

Исследователи из Москвы, Воронежа и Тамбова выяснили, что наночастицы оксида меди оказывают противогрибковое действие на фитопатогены в растительной культуре. Ученые предполагают, что эффект достигается за счет стимуляции иммунитета саженцев.

«Наночастицы в низких концентрациях могут вызывать у растений умеренный стресс, одной из реакций на который является изменение их биохимического статуса. Начинают вырабатываться такие соединения, как пероксидазы и полифенолы, являющиеся частью системы неспецифической защиты растений от фитопатогенных микроорганизмов. При этом увеличение концентрации наночастиц усиливает „нано“ индуцированный стресс, и общая эффективность адаптации растений к стрессу начинает снижаться, что в конечном итоге проявляется в уменьшении количества жизнеспособных микроклонов», – рассказала эксперт кафедры ФНСиВТМ НИТУ «МИСиС Ольга Захарова.

Автор фото: Raimond Klavins  / Unsplash