Ученые из Шаньдунского университета (Китай) обнаружили в китайской провинции Хэнань фигурку птицы, вырезанную из обгоревшей кости животного более 13 тысяч лет назад. Этот самый древний образец восточноазиатского трехмерного искусства из когда-либо найденных ученые описали в статье, опубликованной в журнале PLOS ONE. О находке сообщается на портале EurekAlert!.

Статуэтка была найдена в отложениях времен палеолита в китайской провинции Хэнань. Ее нашли буквально среди мусора – в куче земли, вырытой во время создания скважины еще в 1958 году. Просеяв осадок, исследователи заметили несколько артефактов, сделанных из обгоревших костей животных. И, в том числе, статуэтку птицы, стоящей на постаменте, вырезанную из обугленных останков животного.

Используя радиоуглеродное датирование авторы смогли оценить возраст фигурки и материала, из которого она сделана. Возраст составляет приблизительно 13,2-13,4 тысячи лет. Исходя из свидетельств из других северных китайских мест такого же возраста, ученые предполагают, что охотники-собиратели были знакомы с технологиями обработки каменных орудий и создали резьбу птиц в то время.

Образ птицы часто встречается в китайском неолитическом искусстве. Самый древний пример – нефритовая певчая птица возрастом примерно пять тысяч лет. Новая находка из Линцзина предшествует ранее известным экземплярам из этого региона почти на 8500 лет.

По технологии резьбы и стилистике статуэтка отличается от других подобных образцов, найденных в Западной Европе и Сибири. Находка помогает проследить происхождение китайской скульптуры как направления искусства, а также рассмотреть эволюцию образа птиц в китайском искусстве.

[Фото: FRANCESCO D'ERRICO AND LUC DOYON]