В чем выражается русская идеология, где она сталкивается с ценностями западных цивилизаций, и какие исторические примеры это подтверждают? Об этом говорили на 73 заседании Зиновьевского клуба, которое прошло 22 февраля в МИА «Россия сегодня». Темой встречи стала «Идеология русской победы».

Заседание Зиновьевского клуба Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Заседание Зиновьевского клуба 

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Заседание открыла сопредседатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, зачитав часть статьи русского философа Александра Александровича Зиновьева «Дух народа», которую он завершил 24 мая 2005 г. за год до своей смерти: «Общепризнано, что одним из важнейших факторов нашей победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. было состояние духа советских людей. Только в отношении понимания этого фактора и механизма его действия никакой ясности нет. Обычно при рассмотрении его имеют в виду моральное состояние людей, идеологическое воспитание, патриотизм и т.д. и поясняют примерами героических подвигов и самоотверженного труда. Обычно этого бывает достаточно для выполнения официальных, бюрократических и показных функций ораторов, наставников, начальников, писателей и журналистов. Но сейчас Россия оказалась в таком состоянии, что более серьезное понимание этого социального явления ― духа народа ― и соответственно более серьезное отношение к нему не повредило бы тем, кого по-настоящему волнует судьба России», ― прочитала отрывок из статьи Ольга Зиновьева.

Участники встречи отметили: примечательно, что заседание на тему «Идеология русской победы» проходит накануне Дня защитника Отечества. О понятии «идеология» говорила директор Московской школы конфликтологии Любовь Цой. Она отметила, что идеология ― это знание о добре и зле, которое разделяется всем обществом, знание, которым люди руководствуются  в повседневной жизни и деятельности. Она отметила, что для понимания идеологий нужно прочитать книгу Александра Зиновьева «Идеология партии будущего», в которой философ и писатель рассказывает о том, где зародилась идеология, чем она отличается от науки, где произошла идеологическая революция. 

«Когда он размышлял об идеологии с разных ее сторон и в соответствии с разными феноменами, он вышел на будущее. Потому что вне будущего рассматривать идеологию ― не иметь берегов и не иметь цели. Проблема будущего и занимала Александра Зиновьева, потому что он сформулировал, по крайней мере, принципы идеологии партии будущего», ― сказала Любовь Цой.

На заседании участники говорили и о роли гуманитарных наук в формировании идеологии. Любовь Цой отметила, что  после распада СССР гуманитарные науки оказались в кризисе, и надо признать тот факт, что только Александр Зиновьев сформулировал идеологию глобализма и предвидел существующие сегодня конфликты.

«Идеология ― вещь не менее фундаментальная, чем война как таковая. Можно мыслить так: есть война, есть какие-то столкновения, конфликты, противоречия определенных интересов на определенных уровнях. А идеология помогает это описать и обосновать. Что-то функциональное, вспомогательное, вторичное. Но мой тезис заключается в том, что война идет, в том числе и на уровне идей, которые выражают смыслы и ценности нашего бытия», ― отметил  ведущий научный сотрудник Института философии РАН Анатолий Черняев.

Ученый добавил, что важной сферой в сегодняшних условиях остаются науки, в частности социальные, которые во многом и есть самосознание цивилизации. Именно философия, история, филология, правоведение выражают смыслы и ценности цивилизации, в которой мы живем.

«Когда разваливали Советский Союз и внедряли агентов влияния, по каким направлениям действовали приоритетно? Сначала через науку забрасывали различные концепты, которые подтачивали систему, прорастали сквозь нее и впоследствии обеспечивали торжество наших врагов. Если вспомнить историю, Отечественную войну 1812 г. и Великую Отечественную войну против немецкого фашизма, победа всегда была неизбежно связана с возрождением национального самосознания», ― рассказал Анатолий Черняев.

Он добавил, что накануне этих войн это самосознание находилось в деформированном и парализованном состоянии. В 1812 г. превалировала философия французского Просвещения и ее ценности. Только при прямом столкновении с французами общество вспомнило о своих традициях, в результате чего началось возрождение русской культуры и литературы.

«Огромный вклад в победу внесли труды русских ученых, которые к 1943 г. успели написать и опубликовать исследования. Это академики М. Тихомиров и Е. Тарле, будущий академик Д. Лихачев, которые писали о победах русского народа, об обороне русских городов, о той же самой войне 1812 г. Они успели мобилизоваться и в первый год войны закончить фундаментальные труды, которые положили начало перелому, переосмыслению и перезагрузке национальной науки и самосознания, исторической памяти. Это уроки, которые мы должны извлечь и сегодня», ― сказал Анатолий Черняев.