На очень близком изображении древнего объекта пояса Койпера, снятого во время полета космического корабля «New Horizons» 1 января, видно, что его поверхность удивительно гладкая, не затронутая ударными кратерами, - пишет sciencenews.org.

«Эта штука просто не покрыта кратерами», - говорит ученый-планет Келси Сингер из Юго-западного исследовательского института в Боулдере (штат Колорадо).

Отсутствие кратеров позволяет предположить, что в поясе Койпера - резервуаре древних космических пород за орбитой Нептуна - меньше мелких объектов, чем ожидали ученые. Это в свою очередь может означать, что предшественники планет росли быстро, не оставляя после себя много протопланетных крошек.

Снимки, сделанные, когда «New Horizons» пролетали мимо Плутона и его спутников в 2015 году, показали, что эти тела также удивительно гладкие. Многие из кратеров Плутона могли быть стерты с поверхности благодаря геологической активности на карликовой планете, такой как движение ледников. Но самый большой спутник Плутона Харон менее активен и поэтому не должен сглаживать свои кратеры. Сингер и ее коллеги утверждают, что отсутствие кратеров означало, что было не так много маленьких объектов, которые могли ударить по Плутону и Харону.

«Если у вас нет геологии, чтобы стереть кратеры на Хароне, это своего рода неизбежное заключение – их просто не должно там быть изначально», - говорит Сингер.

Настоящим испытанием этой идеи явился облет «New Horizons» Ультима Туле, официальное название которого - MU69. Было выдвинуто предположение: если у MU69 не было небольших кратеров, это означает, что во внешней солнечной системе существует относительно небольшое количество мелких объектов, с которыми он мог бы столкнуться.

Последнее изображение MU69 показывает всего несколько небольших кратеров вдоль его верхнего края - там, где тени делают края кратера, вероятно, оставленные объектами шириной около 100 метров, рельефными. Сильное углубление в меньшей из двух частей объекта может быть ударным кратером, оставленным объектом шириной около 700 метров.

Небольшое количество мелких предметов, которые могли бы оставить кратеры на таких объектах, как MU69, могла бы исключить некоторые теории о том, как образовались планеты и их предшественники. Одна идея об этом времени в ранней солнечной системе состоит в том, что частицы пыли медленно собирались вместе, чтобы постепенно построить более крупные тела. Другая теория предполагает, что более крупные объекты сталкивались и разбивали друг друга вдребезги. Но оба сценария, вероятно, привели бы к тому, что сегодня вокруг пояса Койпера осталось бы много мелких предметов, - считает Сингер.

По словам Сингер, если бы протопланеты затвердели прямо из туманности газа и пыли, которая предшествовала образованию Солнечной системы, они могли бы сравнительно быстро вырасти до десятков и сотен километров. Это означает, что осталось бы совсем немного маленьких космических кусочков.

Исследователь планет Алессандро Морбиделли из обсерватории Лазурного берега в Ницце (Франция) считает преждевременным делать какие-либо выводы. По его словам, Плутон и Харон ненадежны в вопросе изучения кратеров и образования планет. И хотя он согласен с тем, что MU69 является «окончательным испытанием», он считает, что необходимы изображения с более высоким разрешением, чтобы увидеть, выдерживает ли едва испорченный образ объекта более пристальный взгляд. Текущее лучшее изображение было получено за семь минут до ближайшего приближения New Horizons к MU69, когда космический корабль находился на расстоянии 6700 километров. Более качественные изображения находятся на компьютере космического корабля, ожидая передачи на Землю.