0 комментариев 719

Скрининговые технологии в решении проблем комбинаторной химии, биологии и биомедицины

Сегодня проходит третье осеннее заседание президиума РАН. Вторая главная повестка дня - скрининговые технологии в решении проблем комбинаторной химии, биологии и биомедицины. С докладом на тему повестки выступил академик РАН Александр Габибов.

«Комбинаторная химия и биология – знаковые технологии в биомедицине, в области наук о жизни в 21 веке. Сегодня мы вступили в эру больших данных». Профессор выделил основные пункты, в которых заключается комбинаторика, большие данные в химии и биологии. Это создание библиотек химических соединений и библиотек, содержащих генетическую информацию. Первый пункт дает толчок в получении новых микроорганизмов и может иметь большое хозяйственное значение.

«Создание библиотек и скрининговых технологий химических соединений совершило революцию в появлении новых лекарственных объектов», - отметил академик.

Александр Габибов определил основные вопросы, возникающие в связи с этим. Как получать новые расширенные репертуары биологических макромолекул с заранее заданными свойствами? Как осуществлять скрининг огромных существующих репертуаров на предмет изолирования клонов с необходимыми свойствами?

По мнению Александра Габибова, все это можно свести к проблеме скрининга «молекулярного» и «клеточного» биоразнообразия.

Ученый рассказал о результатах последних исследований, которые удалось достичь, благодаря развитию скрининговых технологий. Новые антибиотики можно найти в природных источниках биоразнообразия, в частности ротовой полости диких животных. В пасти любого дикого зверя может присутствовать некая микрофлора, которая защищает его от инфекций. Так в микробиоте, собранной в пасти дикого медведя, ученые нашли формы вещества, эффективные против возбудителей инфекций. Обнаружить в образцах нужные соединения помогла новая методика, разработанная в Институте биоорганической химии Российской академии наук, - микрофлюидный высокопроизводительный скрининг биоразнообразия.

билогия биомедицина медицина химия