Ученые из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (IVPP) Китайской академии наук (КАН) недавно сообщили о новом виде Paraceratherium linxiaense sp. nov., который помогает понять, как род гигантского носорога парацератерия распространился по Азии, сообщает пресс-служба КАН. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

Исследователи обнаружили образцы окаменелостей нового вида носорогов в отложениях позднего олигоцена в бассейне Линься в провинции Ганьсу (Китай), который расположен на северо-восточной границе Тибетского плато. Среди них – полностью сохранившийся череп и нижняя челюсть одной особи и первый шейный позвонок (атлант), а также второй шейный позвонок (аксис) и два грудных позвонка другой.

Изучив найденные кости, ученые смогли поместить носорога P. linxiaense в монофилетическую кладу Азиатского парацератерия (Paraceratherium), жившего в эпоху олигоцена (33,9–23,03 миллиона лет назад). Парацератерии – крупные травоядные млекопитающие с длинной шеей, похожие на гибрид коня и носорога. По оценкам ученых, они могли весить от 15 до 20 тонн и достигать в высоту порядка пяти метров. Гигантский носорог Paraceratherium считается крупнейшим наземным млекопитающим из когда-либо существовавших. Он обитал в основном в Азии – на территории нынешних Китая, Монголии, Казахстана и Пакистана.

Филогенетический анализ клады парацетария позволил выявить ряд все более производных видов – от P. grangeri через P. huangheense, P. asiaticum и P. bugtiense – наконец, заканчивая P. lepidum и P. linxiaense. Последние два являются «производными» от P. bugtiense.

Адаптация первого и второго шейных позвонков к большому телу и длинной шее гигантского носорога уже проявилась у P. grangeri и P. bugtiense и получила дальнейшее развитие у P. linxiaense, у которого первый шейный позвонок удлинен, что указывает на длинную шею и почти горизонтальное положение задней суставной поверхности второго шейного позвонка. Эти особенности соотносятся с более гибкой шеей.

Гигантский носорог западного Пакистана происходит из пластов олигоцена и представляет один вид – Paraceratherium bugtiense. С другой стороны, остальные представители рода Paraceratherium, который распространен на Монгольском нагорье, на северо-западе Китая и на территории к северу от Тибетского нагорья до Казахстана, очень разнообразны.

Исследователи смогли определить, что в раннем олигоцене P. asiaticum распространился на запад, на территорию Казахстана, а его потомок распространился в Южную Азию как P. bugtiense. В позднем олигоцене Paraceratherium вернулся на север, пересек тибетскую территорию, чтобы произвести P. lepidium на западе в Казахстане и P. linxiaense на востоке в бассейне Линься.

Исследователи отметили засушливость раннего олигоцена в Центральной Азии в то время, когда Южная Азия была относительно влажной, с мозаикой лесных и открытых ландшафтов. «Тропические условия позднего олигоцена позволили гигантскому носорогу вернуться на север, в Центральную Азию, подразумевая, что тибетский регион еще не был поднят как высокогорное плато», – отмечают авторы работы.

В олигоцене гигантский носорог, очевидно, мог свободно распространяться с Монгольского плато в Южную Азию вдоль восточного побережья океана Тетис и, возможно, через Тибет. Топографическая возможность того, что гигантский носорог пересек территорию Тибета и достиг Индо-Пакистанского субконтинента в олигоцене, также может быть подтверждена другими доказательствами.

Вплоть до позднего олигоцена эволюция и миграция от P. bugtiense к P. linxiaense и P. lepidum показывают, что в древности «Тибетское плато» еще не было преградой для передвижения крупнейших наземных млекопитающих.

[Иллюстрация: CHEN YU]