Насекомые богомолы обладают стереоскопическим, то есть трехмерным, зрением. Ученые из Университета Ньюкасла (Великобритания) продемонстрировали этот факт, используя новую технику эксперимента — крошечные очки, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в журнале группы Nature — Scientific Reports.

3D-зрение у богомолов открыл еще в 1980-х годах зоолог из Университета Цюриха (Швейцария) Сэмюэл Россель (Samuel Rossel). Он использовал в опытах призмы и окклюдеры — устройства, ограничивающие зону видимости. Продолжая изучать зрение богомолов, под руководством профессора визуальных наук Дженнифер Рид (Jenny Read), ученые из Университета Ньюкасла некоторое время назад разработали 3D-очки, в которых можно показать насекомым любое изображение.

В опытах ученые прикрепляли богомолам очки с помощью пчелиного воска. Им показывали короткие видео, имитирующие движения жучков вокруг компьютерного экрана. Пока показывали кино с жучками в 2D, богомолы не пытались охотиться. Но когда жучков показывали в 3D, богомолы стали нападать на них. Значит, богомолы действительно имеют трехмерное зрение.

Сначала ученые пытались приспособить для опытов модные теперь очки виртуальной реальности, использующие круговую поляризацию, чтобы отделить изображения для обоих глаз. Но это не сработало, потому что глаза насекомых располагались слишком близко к экрану, и очки не смогли корректно отделить изображения для двух глаз. Тогда ученые стали испытывать старые 3D-очки с красными и синими линзами. Богомолы слабо различали красный цвет, поэтому в опытах использовали зеленые и синие стекла, а также светодиодный монитор с необычно узким выходом для света зеленой и зелено-синей длины волны. В результате ученые продемонстрировали, что у богомолов — стереоскопическое зрение и что использованная в эксперименте техника может быть эффективна для показа виртуальной 3D-реальности насекомым.

Ученые планируют продолжить изучение алгоритма зрительного восприятия у насекомых, чтобы лучше понять, как возникло человеческое зрение и развить новые подходы к «зрению» компьютерному.