0 комментариев 548

На 3D-принтере научились печатать стеклянные предметы

Швейцарские ученые разработали новую технику для печати стекла на 3D-принтере. С ее помощью можно создавать небольшие стеклянные объекты сложной формы. При этом во время печати не требуется нагревать материал до высоких температур.

Исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) разработали новую технику для печати стекла на 3D-принтере. С ее помощью можно создавать небольшие стеклянные объекты сложной формы. При этом во время печати не требуется нагревать материал до очень высоких температур, передает пресс-служба ETH Zurich. Исследователи сообщили о своих результатах в журнале Natural Materials.

Обычно для 3D-печати не используют стекло, керамику и другие подобные материалы – из-за их высокой температуры плавления. Однако швейцарские ученые придумали способ, который позволяет это исправить.

Сначала исследователи подготовили специальный раствор с фотоотверждаемыми полимерными прекурсорами (веществами-«предшественниками») стекла. Затем они применили метод цифровой обработки света – и воздействовали на определенные места в растворе ультрафиолетовым светом. Там, куда попадали лучи, вещество отвердевало. Таким образом, в жидком растворе формировался твердый предмет. После этого происходило расслоение вещества на две фазы: оксидный прекурсор и полимер. Полимеры образовали лабиринтоподобную структуру, а молекулы прекурсора заполняли промежутки этого лабиринта.

С помощью такого метода стеклянный объект может быть построен слой за слоем. Исследователи могут изменять различные параметры в каждом слое, включая размер пор: слабая интенсивность света приводит к образованию больших пор, а интенсивное освещение – наоборот, небольших.

Далее получившуюся заготовку обжигают при двух разных температурах: сначала при температуре 600 °С, чтобы сжечь полимерную основу, и затем при температуре около 1000 °С, чтобы уплотнить стеклянную структуру. В процессе обжига объекты сильно уменьшаются, но становятся прозрачными и плотными, как оконное стекло. Прозрачность полученного стекла составила около 85%, а плотность – 98%.

[Фото: GROUP FOR COMPLEX MATERIALS / ETH ZURICH]