Мыши «с улицы» лучше подходят для медицинских тестов, чем родившиеся и выросшие в лаборатории грызуны, потому что иммунная система диких мышей ближе к таковой у взрослого человека. Таков результат исследования ученых из университета Миннесоты (США), под руководством Дэвида Масопуста (David Masopust), проведенного под эгидой американского Национального института аллергических и инфекционных заболеваний. Вкратце результаты работы пересказывает сайт (e) Science News.

Масопуст с коллегами сравнили особенности работы иммунной системы людей, лабораторных и «диких» мышей — на образцах их тканей. Выяснилось, что у лабораторных мышей количество и разнообразие T-лимфоцитов (одних из ключевых клеток иммунной системы) гораздо ниже, чем у обычного взрослого человека, и находится на уровне младенца. Зато у «диких» мышей T-лимфоцитов почти столько же, сколько и у взрослых людей.

Ученые предположили, что все дело в том, что лабораторные мыши вырастают в практически стерильной (по сравнению с дикими условиями) среде, которая недостаточно «тренирует» их нервную систему. Напрашивается гипотеза, что если поместить лабораторную мышь в более «дикие» условия, ее иммунная система тоже натренируется. Чтобы проверить, так ли это, ученые посадили лабораторную мышь в одну клетку с «дикой», взятой из зоомагазина. И действительно, через восемь недель иммунная система лабораторной мыши тоже существенно развилась, также приблизившись по своим параметрам к таковой у взрослого человека.

Вывод ученые сделали такой: мыши с улицы лучше подходят для моделирования реакции человеческой иммунной системы, как при тестировании новых медицинских препаратов и методик, так и для теоретических исследований — например, того, как человеческая иммунная система развивается, и какую роль в этом играют гены, а какую — внешние условия.

Напомним, что недавно у методики проведения исследований на лабораторных мышах нашли два существенных недостатка: оказалось, что умышленный отсев используемых животных может существенно исказить результаты, а сокрытие важных деталей экспериментов — помешать повторить их другим ученым.

Тем не менее, при помощи многострадальных грызунов продолжают получать важные и интересные результаты. Например, недавно американские генетики смогли вылечить у лабораторных мышей наследственную болезнь методом вирусного «копипаста».