Мыши поют подругам сложные и красивые песни, причем в разных обстоятельствах разные. Такое открытие сделали ученые из университета Дюка и Медицинского университета Говарда Хьюза (США). Их статью на эту тему, опубликованную в журнале Frontiers of Behavioral Neuroscience, пересказывает сайт (e) Science News.

О том, что мыши умеют петь, известно уже 50 лет, однако подробно изучить эти песни и их роль в привлечении самцами самок ученые смогли впервые. Стоит отметить, что мышиное пение представляет собой ультразвук, который человеческое ухо не слышит.

Ассистент-профессор Эрих Ярвис (Erich Jarvis) и постдок Джонатан Шабо (Jonathan Chabout) помещали мышей-самцов в разные условия, записывали их «вокал» и затем анализировали его. Выяснилось, что песни мышей, конечно, не так сложны, как птичьи (у тех сложнее голосовой аппарат), но тоже отличаются большой сложностью. Они состоят из чередующихся «слогов», иногда выпеваемых в разном темпе. В чередовании слогов можно найти определенные закономерности.

Песня самца мыши сложнее и громче всего, когда он не видит самку, но ощущает запах ее мочи. Когда же дама сердца находится в поле зрения, романтично настроенный грызун начинает петь проще, но зато его песня продолжается дольше.

Затем ученые проигрывали для самок записи пения самцов, и выяснили, что представительницам мышиного прекрасного пола как раз больше по вкусу сложные песни. Но, видимо, петь их продолжительное время самцам трудно.

Теперь американские биологи собираются изучить корреляцию между песнями мышей и активностью отдельных частей их мозга. А также выяснить, связаны ли различия в «репертуаре» разных самцов с их генами.

Удивительно, но эти исследования в перспективе могут помочь лучше разобраться в механизмах возникновения у людей такого нарушения поведения, как аутизм. Аутизм как раз сопровождается проблемами в общении (в том числе и с противоположным полом), вызван мутацией генов и связан с изменением активности некоторых зон человеческого мозга. «Именно поэтому мы и ученые из других стран изучаем мышей, чтобы узнать границы вариабельности и пластичности их песен», — сказал профессор Ярвис.

Эти маленькие грызуны традиционно являются для биологов излюбленными подопытными животными, в том числе при изучении сложных поведенческих механизмов. Ярким примером тому служит недавний эксперимент, в ходе которого мышам вживили ложные воспоминания. А в ходе другого опыта на мышах выяснилось, как можно превратить женский мозг в мужской.