Исследователи обнаружили, что одна из самых сильных солнечных бурь, произошла в 660 г. до н.э. Они основывались на следах шторма, сохранившихся в ледяных кернах и в кольцах деревьев, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences.

По мере того как магнитное поле Солнца смещается, оно время от времени выпускает взрывы заряженных частиц в космос. В самые экстремальные солнечные бури, называемые солнечными протонными событиями, эти заряженные частицы резко ускоряются за счет взаимодействия с другими солнечными выбросами: солнечными вспышками или выбросами корональной массы. Даже защитное магнитное поле Земли не может отклонить такие быстрые, энергичные потоки частиц. Излучение особенно опасно для современных технологий и космонавтов.

Неясно, насколько распространены такие экстремальные явления; спутниковые и наземные приборы отслеживают их всего около 70 лет. Чтобы заглянуть в прошлое, исследователи охотятся за всплесками космогенных радионуклидов, таких как углерод-14, записанных в кольцах деревьев, или бериллия-10 и хлора-36, которые сохранились в ледяных кернах. Такие радионуклиды образуются, когда космические лучи взаимодействуют с молекулами в атмосфере Земли.

В 2017 году ученые выявили внезапный всплеск уровня углерода-14 в кольце деревьев, датируемого примерно 660 г. до н. э. - это может указывать на событие солнечного протона. Но выброс углерода-14 также может сигнализировать о сверхновой или солнечной вспышке.

В новом исследовании ученые под руководством геолога Пасхала О'Хара, который работал тогда в Лундском университете в Швеции, исследовали два ледяных керна Гренландии. Они обнаружили всплески бериллия-10 и хлора-36, датируемые одним временем.

Относительное содержание радионуклидов во льду предполагает, что событие 660 г. до н. э. было примерно в 10 раз мощнее, чем событие 1956 года - самая сильная солнечная буря, зафиксированная приборами. Единственная известная солнечная буря, которая может соперничать с силой древнего шторма, произошла в 774–775 гг. н.э. – также зафиксирована в кольцах деревьев и ледяных ядрах.