Молнии станут понятнее благодаря космическим лучам

Астрономы из Нидерландов нашли способ использовать космические лучи, чтобы лучше понять природу молний.

Команда ученых из Нидерландов под руководством Пима Шелларта (Pim Schellart) из университета Рэдбод в Наймегене, изучая космические лучи, обнаружила, что их поведение в земной атмосфере сильно зависит от погоды, а именно от того, проходят ли они через грозовой фронт. Ученые полагают, что понимание этих различий способно дать много новой информации о природе молний, которая до сих пор изучена очень мало. Результаты первых исследований астрономов в этом направлении опубликованы в журнале Physical Review Letters.

Исследователи изучали явление, известное как космический дождь. Это процесс, в ходе которого комические лучи попадают в атмосферу Земли и распадаются на множество отдельных субатомных частиц, включая позитроны, электроны и другие электрически заряженные частицы. По мере приближения к поверхности нашей планеты траектории движения частиц меняются под действием ее электромагнитного поля, и они испускают радиоволны. Голландские ученые как раз фиксировали эти волны с использованием радиотелескопа LOFAR и сравнивали их с компьютерной моделью, созданной ими же.

Оказалось, что модель хорошо описывает поведение частиц во всех случаях, кроме тех, когда они при движении к Земле проходят через грозовой фронт. Когда космический дождь проходил сквозь грозу, Шелларт и его коллеги обнаруживали нетипичный вариант радиоволн, связанный с сильным электрическим полем. Электрическое поле внутри грозового фронта разворачивало частицы, и менялась поляризация испускаемых ими волн.

Компьютерное моделирование позволило определить, какое именно поле должно было присутствовать, чтобы повлиять именно таким образом, как наблюдали ученые. В частности, ученые в деталях описали одну грозу. Она состояла из двух слоев: один в промежутке от 3 до 8 км над поверхностью земли с электрическим полем 50000 вольт на метр; и другой слой, ниже этого и с более слабым полем — именно он разворачивал частицы в противоположном направлении.

Ученые подчеркивают, что сделан лишь первый шаг, но важно, что появился еще один метод, с помощью которого можно исследовать малоизученный феномен гроз и молний, а значит, в перспективе, разработать и методы предсказания и защиты от этих природных явлений.

атмосфера космические лучи космический дождь молнии