Во время массового вымирания в конце пермского периода выжило гораздо больше растений, чем ученые думали раньше, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science.

Коллекция окаменелостей, возраст которых примерно 255 миллионов лет, позволила ученым предположить, что три основных группы растений существовали гораздо раньше, чем считалось, и смогли пережить массовое вымирание, которое уничтожило более 90 процентов морских видов и примерно 70 процентов наземных позвоночных.

Таким образом, самая ранняя граница существования этих растений отодвигается примерно на 5 миллионов лет назад. «Но это не просто какие-то 5 миллионов лет - это те 5 миллионов лет, которые охватывают пермско-триасовую границу», - говорит соавтор исследования Бенджамин Бомфлер, палеоботаник в Мюнстерском университете в Германии. Эта находка дополняет растущий список наземных растений, которые пережили катастрофу, известную как Великая смерть, - величайшее массовое вымирание в мире, которое произошло около 252 миллионов лет назад в конце пермского периода.

Бомфлер и его коллеги обнаружили новые окаменелости в обнажениях пустынных скал у Мертвого моря в Иордании. Палеонтологи искали эти скальные образования десятилетиями. «Каждый раз, когда мы туда идем, мы находим новые окаменелости», - говорит он.

В то время, когда эти окаменелости сформировались, в этой области был тропический климат с длительными засушливыми периодами. Эти условия не подходят для образования окаменелостей. Но удивительно, что окаменелости исключительно хорошо сохранились, - сказал Бомфлер. Он и его коллеги смогли вымыть камни кислотой, чтобы извлечь из них восковые кутикулы растений. Кутикула сохраняет микроскопические признаки на поверхностях ветвей или листьев, и эти детали помогли ученым более точно идентифицировать виды растений.

Команда обнаружила окаменелости, принадлежащие к семейству Podocarpacae - большой группе шишконосных растений, которые сейчас живут в Южном полушарии. Это самое древнее ископаемое свидетельство из любой семьи хвойных деревьев, до сих пор обнаруженное.

Также окаменелости показали, что две другие основные линии семенных растений, которые в настоящее время вымерли - Bennettitales и Corystospermales - росли во время пермского периода и пережили массовую гибель. Bennettitales особенно примечательны, потому что они производят цветоподобные репродуктивные структуры и, возможно, были дальними родственниками цветковых растений, которые появились около 125 миллионов лет назад.

Сегодня тропики являются горячими точками для биоразнообразия, и считается, что древние тропики тоже. Основываясь на предыдущих генетических анализах, ученые предполагали, что некоторые древние группы тропических растений могли пережить массовое вымирание. «Но у нас не было ископаемых, - объясняет Фабиани Эррера - палеоботаник из Чикагского ботанического сада. - Теперь они у нас есть».