Каким ученые хотят видеть новый статус РАН? Как планируют помогать государственным органам развивать страну? Как просвещать население, избавляя его от лженаучных суждений и фальсификаций? Промежуточные итоги своей деятельности на посту президента РАН спустя год после избрания подвел во вторник академик Александр Сергеев.
Первое и самое главное, что удалось, по мнению Александра Михайловича, сдвинуть с мертвой точки — это получить от президента страны мандат на расширение функций и полномочий Академии.
— РАН теперь присутствует в государственном поле страны, — подчеркнул Сергеев. — Для нас важно, что мандат включает функционально новые полномочия, которые важны и Академии, и обществу. РАН теперь осуществляет научно-методическое и научное руководство всеми научными организациями страны, включая и исследовательские институты, и вузы. На нас теперь возложено прогнозирование и стратегическое планирование научных результатов. Некоторые считают, что это те же самые экспертные функции. Но это не так. Если как эксперты мы могли только одобрить или оспорить то или иное решение, то теперь сами можем вносить на уровень государственной власти свои предложения.
В связи с расширением полномочий Академии как главного научного «мозга» страны в ближайшее время в РАН появится особый стратегический центр. Он будет помогать власти анализировать сценарии развития страны, причем не только в научно-технической области, но и в социально-экономической.
Еще один важный вектор, в котором удалось продвинуться Академии при Сергееве, связан с расширением ее просветительской функции. Так, на недавнем президиуме академики создали помимо имевшейся Комиссии по борьбе с лженаукой новую — Комиссию по борьбе с фальсификацией научных данных.
По словам Сергеева, порой бывает нелегко доказать неправдоподобность тех или иных гипотез, особенно если за ними стоят большие деньги. Но Академия должна бороться со лженаукой.
— Как? Мы с коллегами пришли к выводу, что не должны выслушивать мнения противоборствующих сторон, которые ссылаются на свои исследования. Нужно сесть за стол и избрать для обеих сторон единый способ проверки предложенного метода. Недавно я оказался свидетелем того, как это работает. Некто предложил «очень перспективную» установку для ядерной медицины. Внешне все выглядело интересно, сформулировано вполне достойными коллегами. Но другие профессионалы сказали, что это чушь. Мы сообща провели тестовый эксперимент на площадке Росатома. И результат получился нулевой... Это в итоге признали и сторонники идеи.
В своей предвыборной программе Александр Сергеев говорил о необходимости придать Академии новый статус. Как раз сейчас, по его словам, идет его обсуждение.
— Мы не говорим о возврате всех академических институтов, но и нельзя сказать, что довольны тем, что мы не можем ничего организовать в науке. Нам надо определиться с тем, должна ли РАН сама организовать центры мирового уровня, о которых сказано в нацпроекте «Наука», образовать академические университеты.
Помимо успешных трендов выделил академик Сергеев и те, по которым пока не удалось достичь позитива.
— Во-первых, я думаю, что нашим президиуму и тематическим отделениям РАН не удается правильно выстроить работу. Многие члены Академии реально пока не поняли, что это такое — работа в РАН без институтов.
Во-вторых, считаю, что разделенная Академия и институты должны иметь площадки для взаимодействия. Раньше отделения контролировали куст институтов — Академия и директора были в одной вертикали. Сейчас директора, которые подчиняются Министерству науки, как будто не понимают, для чего им Академия.
Сказал президент РАН и несколько слов о нашумевшем проекте «Наука», который сейчас активно обсуждается. По его мнению, проект этот хороший, но: «Мы сильно не согласны, что в нем нет определенных мероприятий». В нацпроекте хорошо было прописать мероприятия по дебюрократизации науки: «Мы видим, что ученые не принимают сложные схемы согласования, аккредитации». Также, по мнению Сергеева, в проекте должныы быть прописаны меры для решения проблемы неравномерного обеспечения ресурсами в масштабе всей страны.